Найти тему
Pravoslavie.wiki

Как милосердный Бог допускает мучение грешников в аду?

Оглавление
Икона Страшного суда
Икона Страшного суда

Что такое зло, и как оно появилось

Господь не творец зла, а его Противник! Но при творении мира Он дал ангелом и людям свободу выбора между послушанием Ему и непослушанием. Когда этой свободой злоупотребили сначала падшие ангелы, а затем по их наущению и люди, то тогда в мир вошел грех, а вместе с ним и зло. Которое, как учат святые отцы, не имеет собственной природы, но есть лишь уклонение от Бога и, соответственно, добра - ибо все истинное добро в Боге.

Могут спросить: зачем же Господь дал ангелам и людям свободу, ведь она стала причиной отпадения части ангелов и людей во зло? Ответ на этот вопрос таков: свобода есть существеннейшее свойство сих разумных существ, без нее они превратились бы в нечто иное, в каких-то своеобразных животных.

Кроме того, надо понимать и то, что Бог, непосредственно сотворивший и давший человеку свободу стать по благодати Богом, свободу отпасть от Него непосредственно не творил. Она возникла лишь как следствие тварности, т.е. приведения из небытия в бытие этих разумных тварей. Раз они были приведены в бытие из небытия, то, естественно, из-за сего имеют свободу вернуться в последнее - что и есть самое главное зло!

Как добро побеждает зло

По действию Промысла Божия истинное добро, однако, всегда побеждает зло. И это при том, что последнее имеет, на первый взгляд, все оружия для победы над, якобы, «беззащитным» добром. Так ведь и Господь, посылая Своих учеников-апостолов на проповедь, сказал: «Посылаю вас, как овец среди волков» (Мф.10: 16). Казалось бы, как могут беззащитные овцы победить хищных волков?! Но апостолы не только победили, но и обратили ко Христу всю вселенную!

Или, например, святые мученики, кои испытали на себе все страшные мучительные орудия языческого мира, не имея в противовес у себя ничего подобного. Но благодатью Божией победили именно они – преимущественно их подвигом христианство и победило язычество.

Как соотнести все это с существованием ада

Как уже было сказано, Бог не творец зла; в том числе, Он не творец ада. Оный возникает по причины злобы и ненависти диавола и его демонов к роду человеческому и грехов самих людей. Как говорит ап.Иоанн Богослов: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин.3: 8).

Поэтому всякий грешащий и не приносящий покаяния человек подчиняет себя власти диавола. Ибо он первый согрешил, поэтому и является начальником греха, а грешащие вслед его, таким образом, становятся его подчиненными. Здесь на земле исполняя его волю, пребывая в порочных страстях, беззакониях и преступлениях.

Но эта власть диавола не прекращается над ними и после их смерти, что и реализуется в аде. Где демоны по своей ненависти к людям жестоко мучают тех из них, кои по причине своих грехов и отсутствия раскаяния в них, стали рабами диавола еще на земле. Впрочем, лютость сих демонских мучений ограничена праведным Судом Божиим над грешником. Поэтому бесы не могут мучать души грешников в аду по всей своей злобе, но лишь в той мере, в какой человек грешил, живя на земле.

Господь попускает существование ада, ибо страх попасть в него на тяжкие мучения все-таки в определенной мере удерживает людей от грехов, беззаконий и преступлений. Не будь ада, земля сама бы стала адом! Поскольку, не боясь посмертного воздаяния за грехи, все, или почти все бы грешили, совершали бы тягчайшие беззакония и страшные преступления!

Впрочем, наступит день в конце времен, когда и ад, и смерть, как концентрированные проявления зла сами получат мздовоздаяние и наказание от Бога. Это будет тогда, когда «и смерть и ад (будут) повержены в озеро огненное» (ср.Откр.20: 14)!

Читайте также:  Православное учение об аде

Протоиерей Георгий Городенцев