Найти в Дзене
Понт Аксинский

Идеография Эмодзи и Фестского диска: назад в будущее?

Фестский диск и идеограммы Эмодзи. Коллаж автора.
Фестский диск и идеограммы Эмодзи. Коллаж автора.

В 1999 г. японский UI-дизайнер (англ. user interface – пользовательский интерфейс) Сигэтака Курита заложил основы первого в новейшей истории идеографического (визуального) языка (его предтече: замкнутые семиотические системы – азбука глухонемых, знаки дорожного движения, олимпийские знаки единоборств и пр.), включающего в себя пиктограммы и смайлики. Эта идеография была названа Эмо́дзи (от яп. э – «картинка» и модзи – «знак», «символ») и состояла из 172 пиктограмм размером 12×12 пикселей. Позднее, сюда были добавлены «эмотиконы» Николя Лауфрани (англ. emoticon = emotion (эмоция) + icon(знак)), известные всем как «смайлики». Сегодня они объединены в т.н. «Энциклопедию Эмодзи» и включают в себя 1427 идеограмм (идиом). (Примечательно, что в китайском словаре идиом Юнпэй Сун, изданном в 2000 г., – 14 тысяч идиом как базовых знаков-символов; их «рождение» относят к периоду Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.), хотя появление первых пиктограмм китайцы относят к VIтыс. до н.э., см. письменность Цзяху неолитической культуры Пэйлиган).

Прошло больше 20-ти лет. Из них лет 10-12 назад началась эра смартфонов. Мы, – но особенно, молодежь – не представляем себе эсэмэсок без знаков-эмодзи (включая смайлики). В этой связи возникает простой логический вопрос: что, человечество возвращается спустя 6 тысяч лет к идеографической письменности Древнего Китая, Египта, Шумерской цивилизации и пр., т.е. Древнего мира? Во всяком случае, в своих коммуникациях?

Терминология

Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с терминологией визуального знаков. Итак, в семиотике как науке о знаках, все знаки, участвующие в коммуникации, принято делить на 2 категории:

1) иконические знаки – знаки, имеющие прямое сходство с объектом (по Аристотелю – естественное);

2) символы – знаки, выступающие от имени какого-то объекта, который может иметь совершенно иную форму (по Аристотелю – произвольную); также, символы могут отражать абстрактные понятия, например, изображение совы – символ мудрости.

Понятно, что говоря об идеографическом письме (от греч. idéa – идея, образ и grápho – пишу), где каждый знак прямо отражает идею или предмет, мы можем оперировать исключительно иконическими знаками как визуальными семами (от греч. σῆμα – знак), где каждая сема есть слово или понятие. И, действительно, если мы взглянем на набор знаков энциклопедии Эмодзи, то мы их смело можем назвать иконическим языком как системы иконических знаков, см. фото:

Иконические знаки языка Эмодзи. Фото: https://currentsnewmedia.org/work/emoji-dictionary/
Иконические знаки языка Эмодзи. Фото: https://currentsnewmedia.org/work/emoji-dictionary/

Лувийская письменность, Фестский диск и «язык Эмодзи»

Теперь обратимся к древней Лувийской (хеттской, территория совр. Турции) идеографии как письменности. Что мы видим? Есть какая-либо разница между «языком Эмодзи» и письменностью древних хеттов?

Лувийская (хеттская) письменность. Фрагмент. Суть – та же.
Лувийская (хеттская) письменность. Фрагмент. Суть – та же.

Никакой! За исключением цветности первой и контурности второй. Возьмем второй пример.

Это знаменитый Фестский диск (о. Крит, Минойская цивилизация). (В скобках замечу, что как бы нам не пудрили мозги ученые всевозможными «расшифровками» этого диска, никакого отношения к современной буквенно-слоговой письменности этот чисто иконический язык не имеет.)

Фестский диск и его иконические знаки. Коллаж автора.
Фестский диск и его иконические знаки. Коллаж автора.

И снова, что мы видим? Есть какая-либо разница между «языком Эмодзи» и письменностью Минойской цивилизации?

Никакой! За исключением того, что знаки Фестского диска являются не рисованными, а первыми известными нам наборными гарнитурами. Суть – штампами «высокой» печати.

Примеров множество – весь Древний мир! И что же эта знаковая идентификация древних письменностей с компьютерным языком XXI века нам дает? Немного порассуждаем.

Назад – в будущее?

Приведу простой пример. А.С. Пушкин, «Осень», 1833 г.:

«Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей; […]

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! […]

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса, […]

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем […]».

Заменим «поэзию» в последнем четверостишии на «любовь» и запишем всё это пушкинское осеннее «лирическое волненье»… языком Эмодзи на примере эсэмэсок моей жены мне из Неаполя, см. мою предыдущую статью: https://zen.yandex.ru/media/id/609a0adf1f08643617684e9f/iapona-znak-emodzi-ili-ia-vam-pishu-chego-je-bole-618f3a8b7a99cb04b870d537

Вот что у нас получается:

Письмо от моей жены.
Письмо от моей жены.

Таким образом, 89 строк пушкинских душевных символических мук можно выразить всего… 6-ью иконическими знаками языка Эмодзи. (Или, скажем, аналогичными знаками лувийской (хеттской) письменности.) И если на бегущую девушку (2-ой символ) нацепить коньки, то эти 6 знаков в точности передадут всё пушкинскую информацию об осени в Болдино. Лаконично, точно и не менее понятно! Другими словами – много более прагматично. Если же вернуться к Фестскому диску, то дешифруя его исключительно с позиций иконического языка, мы приходим к однозначному выводу, что на Фестском диске отпечатана: 1) памятка гонцу или военачальнику от царя, 2) отчет гонца или военачальника царю. Скорее всего, о каком-то военном походе в далекие земли. Не более того. Суть памятка, узелковое письмо. Подведем краткий итог.

Да, приходит конец поэзии, литературе, наконец, искусству в целом (и постмодернизм здесь ни при чем). Почему? Потому что таких информационных потоков, даже водопадов, не было никогда за всю известную нам историю человеческой цивилизации. Наш разум с ними не справляется. В целях самосохранения, он начинает минимизировать эти потоки-водопады. В каком-то смысле, эволюционируя назад, в прошлое. Ведь всё развивается спиралеобразно. И это – новый-старый виток в отражении нами окружающей нас информации. Это печально, но закономерно. В конечном счете, канули в небытие и толстые литературные журналы, да и вся бумажная периодика в целом. Что их заменило? Блогерство дилетантов – нас с вами. И что? Мы из-за этого сильно переживаем? Вот то-то и оно. В конечном счете, мощность автомобильного двигателя мы по-прежнему считаем в абстрактных лошадиных силах, только опять-таки на новом витке цивилизационных технологий. И мы, действительно, возвращаемся спустя 6 тысяч лет к идеографической письменности Древнего мира. Что же, назад – в будущее!

Ставьте, лайки, комментируйте и подписывайтесь. Всегда ваш – Понт Аксинский.

#язык эмодзи #иконический знак #идеография #лувийская письменность #фестский диск