Здравствуйте. В первой статье о теме и идее, рассматривая то и другое, я назвал их признаки и правила, выходящие за рамки школьной программы, и сказал, что есть интересная "штучка", которая здорово помогает сформулировать идею.
Ларчик-то легко открывается. Нет, учителя тут ни при чем, просто есть настолько очевидная вещь, которая, как многое очевидное, не замечается. Крайне трудно найти идею, если между темой и идеей нет проблемы.
Прежде чем формулировать идею, надо хорошо понимать проблему, благо, ее легко определить, как и тему. Вот об этом и поговорим сегодня.
III. ПРОБЛЕМА
Если очень просто, то проблема – это вопрос, который писатель задает себе по выбранной теме или микротеме.
Признаки и правила проблемы
1. Виды проблемы по разным основаниям относительно темы
1). По смысловому охвату:
► Широкая – проблема огромной тематической области (общей темы). Например: что есть любовь?
► Узкая – проблема части тематической области (микротемы). Например: есть ли счастье в невзаимной любви?
2). По временному охвату
► Вечная – проблема, значимая для всех времен и народов. Например: в чем смысл жизни? Есть ли жизни после жизни? – и т.п.
► Современная – проблема, актуальная для нынешнего времени. Например: как победить ковид окончательно?
► Индивидуальная – проблема, которая волнует писателя в настоящем, значима для него, по которой он желает высказать свое мнение, реальная или фантастическая. Например: Что делать, если ковид "завезли" инопланетяне?
3). По области исследования
► Теоретическая – проблема, имеющая в основе несколько гипотез, что на практике выливается во множество подчас противоположных решений. Например: «Возможна ли любовь с первого взгляда?» – да, нет, частично и т.д.
► Практическая – проблема, которая осознана человеком в жизни и решаемая им каким-то способом. Например: «что делать, если изобретут прибор, определяющий настоящие чувства?» – фантастика. «Как найти такую любимую, чтобы на всю жизнь?» – реальность.
4). По степени охвата
► Одиночная – один вопрос, как правило, по микротеме.
► Множественная – несколько вопросов, объединенных одной темой, микротемой.
► Конфликтная – проблема, перерастающая в острое противоречие, конфликт – противостояние, борьбу за интересы, взгляды, цели и т.д. с двумя или множеством участников.
5). По способу выражения
► Общая – проблема, сформулированная пространно, с возможной интерпретаций, в общем. Например: «Многие считают, что любовь дается всем без исключения, надо ее только найти. А кто-то думает, что любить могут лишь немногие. Как же на самом деле?»
Часто почти совпадает с темой.
► Конкретная – проблема с конкретной формулировкой писательской задачи. Например: «Что будет, если герой лишиться способности любить?» или «Можно ли купить способность любить?» – и т.п.
Часто почти совпадает с микротемой.
► Текстовая – проблема, выраженная в тексте разными средствами (языковыми, образными и т.д.).
► Контекстная (условно-риторическая) – проблема, вынесенная «за текст», побудившая автора его написать. Например, в обычном описании прогулки по весеннему парку вы вряд ли найдете проблему, однако ее в контексте можно сформулировать так: «Чем мне нравится весенний парк? Чем мое видение отличается от видений других?»
2. Не бывает беспроблемных текстов, хотя вы встретите другое мнение. На мой взгляд, в данном случае она является «условно-риторической» или же переходит в область практики. Это можно сравнить с текстом рецепта. Проблемы, на первый взгляд, в нем нет. Да и на второй – тоже. Условная риторика: «Попробуйте? Потом скажете свое мнение». Мы пробуем и понимаем, что результат отличается от описанного. Причина может быть в нас – ошиблись с пропорциями, в авторе – он где-то ошибся, в не той посуде, качестве продуктов и прочем. Не случайно же под опубликованными в сети рецептами много уточняющих вопросов в комментариях. Так и в художественном тексте – по одному рецепту изготовления оладушек можно написать кучу рассказов от хоррора до Sci-fi ☺.
4. Если читатель спрашивает: «А в чем проблема-то? Что вы хотели всем этим сказать?» – значит, что с произведением нужно работать и работать.
Это все теория. А вот дальше будет практика. И будет она интересной: веселой, но и серьезной.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература