У войны не женское лицо, но советские женщины доказали, за Родину они готовы отдать самое дорогое - жизнь.
Роза Шанина заметно выделялась, на фоне других, высоким мастерством снайпера, в частности (два выстрела с одного дыхания), по движущейся цели.
Сейчас снято много кинолент о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года, на экране режиссеры и актеры пытаются воссоздать события тех грозных лет.
Что-то получается, но что совсем не получается, так это игра актрис, пытающихся изобразить девушек тех военных лет в военной форме, да еще с оружием в руках.
Все не то, лица не те – слишком слащавы, в них нет ни простоты, ни благородства, а зачастую и ума, ну а про раскрытие образа, и говорить, не приходится.
Жила была девушка по имени Роза, так ее назвали родители в честь Розы Люксембург – немецкой революционерки, как и многие ее сверстницы, училась, работала, была комсомолкой, мечтала о простом женском счастье и верила в светлое будущее своей страны – нашего Советского Союза.
Происхождение, самое что ни наесть рабоче-крестьянское. Отец председатель колхоза, коммунист, мать – доярка.
В 1938 году, после окончания школы Роза Шанина уехала в Архангельск, поступать в педагогическое училище. Очень любила детей, хотела быть учительницей.
Но утро 22 июня 1941 года, словно глубокая межа, прошло в жизни каждого советского человека, разделив то, что было до войны и после.
Из многодетной семьи Шаниных ни один из сыновей, ушедших на фронт Сергей (25.12.1911—03.02.1945), Фёдор (11.02.1919—12.1942) и Михаил (22.02.1922—12.1941), не вернулись домой.
С мыслью о мести за погибших братьев Роза идет на фронт добровольцем.
Как раз в самом начале 1942 года в СССР активно развернулась снайперское движение среди женщин. Подготовка девушек для «охоты на солдат врага» имела под собой и научную основу, считалось, что у них более гибкие суставы, больше упорства, выдержки и хитрости. Но дело, вероятно, было в другом, после летнего разгрома частей Западного фронта мужчин не хватало, а снайперам все -таки в атаку ходить было не надо.
В феврале 1942 года лицам женского пола от 16 до 45 лет разрешили пойти на фронт.
Для желающих научиться метко стрелять, были организованы снайперские курсы.
Обучалась старательно, окончание с «отличием» позволяло остаться в учебном центре инструктором, но она стремилась только на фронт.
Воевать начала в составе 338-й стрелковой дивизии, в составе которой был сформирован отдельный женский снайперский взвод.
Природный дар, помноженный на профессионализм, удачу и успех позволили ей стать одиночным снайпером. И Роза не только выполняла задания командования, но и могла выходить на свободную охоту.
Ее способность вести точную стрельбу по движущимся целям дуплетом — двумя идущими друг за другом выстрелами, позволили стать снайпером высочайшего класса. На счёт Шаниной записано 62 подтверждённых, уничтоженных солдат и офицеров противника, это только официально задокументированных, реально же, их было гораздо больше. И это за год.
Не даром же ее называли «невидимым ужасом Восточной Пруссии».
Несколько раз она выходила победительницей в дуэльном противостоянии с немецкими снайперами.
Желание девушки уничтожать врага было столь велико, что она неоднократно покидала расположение своей части, выведенной для отдыха и самовольно отправлялась на передовую. На передовую, чтобы бить врага, даже идя в атакующей цепи стрелкового подразделения.
Такое своеволие дважды приводило сержанта Шанину в военный трибунал. Но командование ценило меткого бойца и все ограничивалось выговорами.
Участница Вильнюсской и Инстербургско-Кёнигсбергской операций менее чем за год, стала одной из первых женщин-снайперов, удостоенной высокой награды ордена Славы.
В одном из боев 27 января 1945 года, командир артиллерийского подразделения, в составе которого находилась старший сержант Роза Шанина, получил тяжелое ранение, отложив в сторону винтовку девушка, огнем из автомата прижимала к земле гитлеровцев, ожидая помощи. Но в этот раз, удача отвернулась от нее, осколок от разорвавшегося снаряда пронзил девичью грудь.
Сейчас настали другие времена и у страны новые «герои» - воплощённые безнравственность и стяжательство.
Но мы помним подвиг нашего народа, а я передаю эту память своим детям. Вечная память и слава тебе Роза.