Найти в Дзене
Мысли вслух

Оскорбление чувств верующих - необходимое правовое понятие или очередная "охота на ведьм"? (ч. 2)

Оглавление

В предыдущей части статьи я рассмотрел непосредственные деяния, квалифицированные как оскорбительные для чувств верующих. В этой части я хочу посмотреть на оскорбления чувств верующих немного в другом контексте - в контексте действий самих священнослужителей, живших ранее.

Очень интересны рассуждения РПЦ про оскорбления чувств верующих. Любая религия тесно связана так или иначе с оскорблением чувств верующих и насилием. Кто-то из миссионеров мог более-менее мирно обратить в свою веру, а кто-то - с помощью насилия и различных ухищрений. Вообще, изменение верований - это непростой процесс, проходящий, как и любые другие психологические процессы, 5 стадий:

  • Отрицание;
  • Гнев;
  • Торг;
  • Депрессия;
  • Смирение или принятие неизбежного.

Как минимум, первые две стадии неразрывно связаны с оскорблением чувств верующих, физическим и психологическим насилием. Я не буду углубляться в дебри обращения в другую веру, равно как и в обсуждение стадий принятия - не это цель статьи и я не являюсь специалистом в данном вопросе, поэтому эти вопросы упомянуты вскользь. Приведу несколько давних дел священнослужителей, которые, на мой взгляд, как раз и могут демонстрировать реальное оскорбление чувств верующих.

Поскольку я россиянин, меня в первую очередь интересует именно Россия (Русь). В других странах вряд ли все сколько-нибудь значимо по сути отличалось. Я затрону только христиан, поскольку я православный и могу не совсем верно оценивать какие-либо деяния представителей иных религий ввиду их особенностей, да и оставлю это представителям тех религий - они, при желании, корректней меня смогут рассмотреть вопрос оскорбления чувств верующих в контексте своих религий. Честно говоря, в оценке деяний христиан я могу допускать ошибки, поэтому, если кто-то не согласен с высказанным мной мнением, поделитесь своим в комментариях - мне действительно интересно узнать другие мнения по поставленному вопросу.

Изначально победить язычество на Руси было нереально, так как вера была продолжением традиций и быта, поэтому церковники стали не запрещать быт, а просто накладывать свою веру на традиционный уклад. Подстраивали календарь под праздники, делали пояснения и подмены святых. По сути, говоря, нынешняя РПЦ - смесь традиционных верований, подстроенных под христианство и самого христианства.

Так, многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, "волшебным" поясом. Такой хитрой подменой идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.

Крещении Руси и Князь Владимир

В Киеве на холме стояли идолы, которым приносили жертвы, были идолы и в Новгороде, об идолах в других местах упоминаний не нашлось. В это же время христианство проникало в русские города, в основном в Киев, посредством торговых и военных отношений с греками. Природное великодушие славян способствовало распространению христианства на Руси. Инициатива полного принятия на Руси учения Христа, по свидетельству летописи, принадлежит лично князю Владимиру. Не желая преуменьшить роль равноапостольного князя в обретении христианского учения русским народом, хочется напомнить, что, как мы знаем из этой же летописи, часть дружины Игоря состояла из христиан, много их было и у Святослава, мать которого, святая Ольга, открыто исповедовала христианство. Сам Владимир сразу показал себя как ревностный приверженец старой веры (язычество), ставил идолов, но вскоре встал на сторону православия. Гражданская власть, приняв твёрдое намерение признать христианство государственной религией, сразу приступила к сносу идолов. По возвращении из Корсуня в 988 году, Владимир велел срубить кумиры, одни из которых были изрублены, а другие сожжены. Перуна привязали к конскому хвосту и волокли с горы по Боричеву (древняя улица в Киеве), при этом двенадцать человек били его палками, а потом бросили его в Днепр.

"Плакахуся его невернии людье", отмечал летописец. Скорее всего, уничтожая идолов, Владимир руководствовался указаниями греческого духовенства, которое в данном случае давало князю совет уничтожать идолов на основании заповедей Ветхого Завета (Книга Чисел 33, 52; Второзаконие 7, 5).

Потом Владимир всем без исключения некрещенным киевлянам (которых к этому моменту было меньшинство, вместе с Аскольдом, Диром и Ольгой крестилось, несомненно, подавляющее большинство жителей Киева и это, не считая потомков славян, крестившихся во времена Андрея Первозванного и киевских купцов, принявших христианство в Византии для торговых льгот) приказал креститься, причём отказ от крещения был причиной личной неприязни для князя. По словам Владимира, если кто не явится на реку для крещения, тот "противен мне да будет". Народ шёл креститься с радостью, как замечает летописец. Потом Владимир велел рубить церкви и ставить их в тех местах, где раньше стояли кумиры (Летопись по Лаврентьевскому списку, издание 3, 1897 год, страницы 114—115).

Стефан Пермский (1340-26.04.1396) (епископ РПЦ, причисленный к лику святых)

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, "огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью". Затем Стефан перенёс свою деятельность к пермскому селению Йемдын (современная Усть-Вымь), где находилось крупнейшее языческое святилище.

Особо благоговели зыряне перед так называемой "прокудливой березой". Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: "Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне". На месте "прокудливой березы" святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

О разрушении языческих храмов в Александрии и о происшедшем по этой причине сражении язычников с христианами

В то самое время подобное смятение произошло и в Александрии. Епископ Феофил хлопотал, – и царь издал повеление разрушить языческие храмы, а в Александрии попечение об этом деле возложил на Феофила. Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил все, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа, выставил на позорище кровавые митрийские мистерии и показал все смешные нелепости обрядов Сераписа и других богов, приказав носить по торжищу изображения Приапа (В античной мифологии древнегреческий бог плодородия, полей и садов — у римлян). Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили еще большие; воспламененные одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода.

Такие дела праведны, не оскорбительны сами по себе для верующих (язычников)? Если покопаться в истории глубже, то таких "праведных" дел можно найти не мало. Я не могу осуждать эти деяния - я не судья в данном случае, но и не могу согласиться с их правильностью - они идут вразрез с моим собственным пониманием правильности. На мой взгляд, такие дела - как раз оскорбление чувств верующих - представителей другой веры.

Конечно, дела, основанные на религии, религиозных убеждениях сложно осуждать - мотивы, в целом, ясны, хоть порой и действия сложно признать правильными.

Помимо борьбы с язычеством, христиане породили различные собственные направления, в частности, в трилогии Алексея Черкасова ("Хмель", "Конь рыжий", "Черный тополь"), написанной на основе рассказов Ефимии Юсковой о собственной жизни, которая умерла в возрасте 136 лет, описывались "Дырники", "Тополевцы" и другие верующие, жившие в районе города Минусинск Красноярского края. Вполне вероятно, что последователи этих верований существуют и по сей день. Это христиане, но их верования иные, чем у православных, католиков и иных христиан, они ближе к язычеству. У них свои святыни. Как воспринимать чувства этих верующих? Что может их оскорбить и как вести себя с ними так, чтобы не оскорбить их чувств?

Вообще, кто решил, что его вера самая правильная и он имеет право попрать чувства иноверцев? Чья вера самая правильная? Кто может решать, чьи религиозные чувства можно попрать, а чьи ни в коем случае трогать нельзя, ибо наказание будет быстрым и суровым?

На мой взгляд, в кого бы и во что бы люди не верили, главное - не лезть к их вере (если только она не носит явно асоциальную направленность - различные секты, особенно экстремистского толка) и не трогать их святыни. Только этим, на мой взгляд, можно оскорбить чувства верующих. Всевозможные фото на фоне чего бы то ни было не могут быть оскорбительными.

Возвращаясь к первой части статьи, я могу сказать однозначно, что меня, да и многих верующих (поправьте меня, если это не так), фотография, например, красивой обнаженной девушки, на закате, на фоне огненно-золотых куполов вряд ли оскорбит. Если сделано будет красиво, то для меня это будет скорее как произведение искусства. Нагота в искусстве присутствует очень часто - она, сама по себе, не может быть оскорбительной, на фоне чего она бы не была. В одежде человек фотографируется на фоне религиозных строений или без - это формальность, по большей части не заслуживающая осуждения.

Лично мне хочется надеяться, что понятие "Оскорбление чувств верующих" не станет очередным инструментом "Охоты на ведьм"...

Напоследок несколько афоризмов:

  • Бог протягивает руку помощи человеку, который прилагает все усилия. (Эсхил)
  • А что, если наша Земля – ад какой-то другой планеты? (Олдос Хаксли)
  • Нельзя же обсуждать с Богом вопрос о существовании Бога. (Франсуаза Саган)
  • Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера. (Оскар Уайльд)
  • Если ты истинно молишься — ты богослов. (Евагрий Понтийский)
  • Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек. (Карл Маркс)
  • Если существует Бог, то откуда зло? И откуда добро, если Бога нет? (Эпикур)
  • Никто не свободен кроме Зевса. (Эсхил)
  • Только честному человеку подобает быть атеистом. (Дени Дидро)
  • Хороший проповедник тот, кто пробуждает раскаяние в несовершенных грехах. (Лешек Кумор)
  • Когда религия соединяется с политикой, рождается инквизиция. (Альбер Камю )
  • Исламское учение зародило великие традиции равноправия и скромности в отношениях и поведении, внушая людям великодушие и терпимость. Это гуманное учение высшего порядка, являющееся в то же время реалистичным. Ислам наполнен добротой, уважением и братством. (Герберт Джордж Уэллс)
  • У христиан, должно быть, не все в порядке с головой. Как же нужно ненавидеть себя, чтобы считать радости мастурбации самоосквернением. (Джордж Карлин)
  • Как бы ни был правдив человек, но раз он католический епископ, ему приходится лгать. (Жан-Жак Руссо)
  • Нет пророка в своем отечестве. Слишком велика иностранная конкуренция. (Лешек Кумор)
  • Монах тот, кто почитает себя сущим со всеми и в каждом видит себя самого. (Евагрий Понтийский)
  • Религия шествует в сопровождении всевозможных суеверий. (Виктор Гюго )
  • Человек — животное религиозное. (Альбер Камю )
  • Через грех смерть вошла в мир, — говорит христианское учение. Но смерть есть лишь преувеличенное, резкое, кричащее, тяжеловесное выражение того, что есть сам мир. Следовательно, вернее будет сказать: мир есть сплошной грех. (Артур Шопенгауэр )

Это всего лишь мои мысли вслух.

#религия #вера #чувства верующих #рпц #церковь #история #исторические факты #крещение

Если Вам понравилась моя статья, не забудьте оценить её лайком и поделиться с друзьями в социальных сетях! Чем больше лайков, тем чаще эта статья будет попадать в ленты рекомендаций другим пользователям.

Если по содержимому данной статьи у Вас есть собственное мнение или хотите что-то добавить, поделитесь этим в комментариях.

Возможно, Вам будут интересны другие мои статьи: