Сейчас обнаружилась такая интересная закономерность: чем больше профессоров и докторов экономических наук – тем меньше знаний об экономике.
Вот, к примеру, Россия: экономики – нет, а экспертов по экономике – тьма тьмущая.
Но давайте все же вспомним, что такое есть – экономика? Экономика – это, когда люди производят нужные для себя вещи. А в России люди ничего не производят, они, в основном, потребляют. Но потребляют не свое, а произведенное где-там, вдалеке.
А откуда у них на это деньги? "Где взял, где взял?" "Так я вам и скажу!" Ну, ладно, это пока - замнем.
А что тогда делают они сами? Оказывают друг другу разные услуги (банкуют, страхуют, торгуют, стригут ногти, чинят краны, красят заборы, собирают листву и метут улицы). А также что-то делят и что-то пилят.
А приустав – приусаживаются и, раскрыв рот, взирают на пролетающие мимо них по трубопроводам всякие нефти и разные газы.
А что делают люди в настоящей экономике? Там они производят «простые продукты».
А дальше? А дальше – они делят эти продукты: часть – себе (зарплата), часть – хозяину (прибыль) и часть – государству (налоги). Деньги в этой системе – будь то бараны или зерно, ракушки или золото – обычные счетные единицы, они составляют часть этой товарной массы и много с ними не нахимичишь.
А если – отвязать деньги от их товарной основы? То тут сразу открываются захватывающие дух перспективы, жить сразу становится веселее!
Правда, не для всех. Да и не все это понимают. А вот барон Ротшильд сразу ухватил суть дела: «Дали бы мне право на денежную эмиссию – я бы весь мир купил!»
Но нет, не дожил, бедняга. Но его потомки создали ФРС и осуществили мечту почтенного барона. Вот, видите – все же мечты сбываются!
Но – вернемся к нашей «неэкономике». Как, если у нас - этого «простого» ничего нет? Или – есть, но это «есть» - надо еще где-то долго и долго искать?
Тогда появляются «экономисты», которые могут вполне счастливо жить без экономики. И они тем более авторитетны, что без экономики им не надо и знаний об экономике.
Вот – только послушайте, что они говорят. К примеру, они со всех телеэкранов, ютьюбов, а также в радиоканалах и разных СМИ рассуждают об инфляции, о ценах и о деньгах, но что это такое – они и понятия не имеют!
Инфляция – это рост цен. А что такое – цены? А цены – это стоимости товаров, выраженные в деньгах. И эти «цены», оказывается, «растут во всем мире!»
Но – с чего бы это? Разве технический прогресс уже умер? Разве издержки производства практически всех товаров в мире не падают? Сравните, сколько человеко-часов стоило производство одного автомобиля сто лет назад и сейчас? А производство одного компьютера – сейчас и сорок лет назад?
А теперь посмотрим – что эти «экономисты» понимают под «ценами»? Оказывается – расчетные числа в бумажках, называемых - рубли, доллары, евро, фунты, и т.д.
Но если взять общую массу товаров за достаточно постоянную величину (ведь скот, зерно, металлы, и т.д. так просто не «печатаются»), то любому, даже полному идиоту, понятно, что, чем больше будет запущено в оборот этих «денежных» бумажек, то тем меньше будет стоить каждая эта бумажка!
Поэтому экономист скажет: «Обесцениваются – бумажки!» А «экономист» молвит: «Растут – цены!»
Потому, что «экономисту» никак не усвоить, что цены, выраженные в бумажках, это, на самом деле, – просто «цена» этих бумажек в товарах.
И такие «экономисты», сидя в центробанке, могут реально управлять только бумажками, но никак – не производством товаров. И когда они «эмитируют» все больше и больше бумажек, они - не влияют на цены товаров! Они влияют – на «цены» этих своих бумажек!
А в экономике – в производстве товаров, всё остается по-старому. Цены не растут, если деньги – это бараны. Но цены растут, если деньги – это пластмассовые бусы. И цены падают, если деньги – золото.
Иначе говоря, товарные цены в мире растут, или падают, или остаются неизменными - в зависимости от того, какой материальный продукт принят за деньги. А зависимость эта – имеет объективный характер, поскольку она связана с условиями производства отдельных товаров.
А если в роли денег выступает золото, издержки производства (добычи) которого веками остаются более или менее неизменными, то цены в мире на все другие товары, в принципе, должны падать. Что как раз и имеет место быть - в реальности. И эта реальность выражается в постоянном росте цены золота - в сравнении со всеми другими товарами, включая и всякие денежные бумажки.
А если на роль денег выбрать как раз эти бумажки, которые в производственном смысле практически ничего не стоят, то цены в таких «деньгах» будут зависеть только от того, сколько этих «денег» будет напечатано.
А если об этом «забыть» (или – если этого и вовсе не знать изначально!), то, конечно, можно рассуждать об «инфляции спроса», «инфляции предложения», «инфляции издержек», о «мировых ценах» и об ином прочем вздоре.
А, к примеру, «издержки», конечно, красивое слово – тем более, что оно, вроде бы, даже имеет отношение к производству.
Но – только для «экономиста», свободного от знаний об экономике. А для нормального экономиста «издержки» имеют смысл только, если определяются в физических величинах – в норма-часах, в энерго-затратах, в расходах сырьевого материала или, наконец, в товарных деньгах.
А измерять их в произвольных количествах ничего не стоящих бумажек – это возможно и доступно только для «экономистов», сидящих на твердых государственных окладах. Ну и – для центро-банкиров, разумеется.
У вас есть стадо баранов и вам нужен для них сторож? Нанять на эту работу серого волка – не самая хорошая идея!
Вы хотите иметь стабильные цены, вы беспокоитесь насчет борьбы с инфляцией? Поручить эту работу Центробанку – это идея еще более завирального рода!
А вообще - насколько прожорлив этот зверь, этот наш Центробанк?
Ну, если принять общие накопления нашего населения и бизнеса за 50 триллионов рублей и ориентироваться на 8 % инфляции в этом году, то общие наши потери только в этом одном году – примерно 4 трлн. рублей. Для сравнения – все расходы на борьбу с пандемией в этом же году составят примерно 600 млрд.руб.
Теперь – ожидаемый ехидный вопрос: «Но если у нас эти деньги украли, то – где же они, эти четыре триллиона?»
Ну, что же, отвечаю: «За жалкие 0,5 % от этой суммы я дам вам исчерпывающий ответ на этот вопрос!»
И, скажу прямо - скупиться здесь не стоит. Если только наш Центробанк от этого откровения впредь чуток припугнется, и снизит свою алчную хватку всего наполовину, то в будущем году вы потеряете уже только два триллиона рублей! Не прогадаете, верьте мне!
Ну, а если вы совсем не это имели в виду? Может - что-то иное? Или - вы и сами знаете правильный ответ? Тогда – извините!
И вот еще - необходимое разъяснение. Как мне объяснили, «лайки» в Дзене означают не совсем то, к чему вы привыкли. Алгоритм, применяемый здесь, таков, что «лайки», поставленные первыми читателями, решают, увидят ли этот материал другие люди. Таким образом, ставя «лайки», вы определяете дальнейшие показы данного материала. А если вы этого не хотите, то не делайте ничего, и Дзен просто сбросит этот материал в глубокий архив.
А как поступить – решайте сами. Мне, в общем-то, всё равно. Если людям нравится слушать идиотов, то у них тоже есть на это полное право.
Ну, а для тех, кто хочет знать по данной теме больше – см. книгу "Нищета и упадок современной экономической науки" - https://my-shop.ru/shop/product/4365822.html
P.S. Насчет золота и его роли как денег необходимо, видимо, дополнительное разъяснение (за последний век мозги людям, похоже, сильно "затуманили"). На самом деле, именно бумажные, суррогатные деньги ПРИДУМАЛИ правители и банкиры, а золото стало деньгами в результате стихийного, естественного (прямо по Дарвину!) отбора силами рынка. И поскольку золото на роль денег никто не назначал (правители, утверждая золотые деньги, лишь признавали реальность, создавшуюся в результате развития рыночных отношений), то и вывести их из этой роли никому не удастся. Золото может перестать быть деньгами только в двух случаях: а) если его в роли денег заменит другой, лучший товар (другой материальный, естественный, продукт), или – б) рынок изменится так, что в соизмерении стоимостей товаров уже не будет необходимости.
А что касается места золота в нынешних рыночных отношениях, то – да, правители пытаются низвести его до роли обычного товара, но им этого никогда не добиться, поскольку правители приходят и уходят, а золото остается всегда и для всех идеальной ценностью. Что особенно заметно во времена кризисов – когда бумажные денежные суррогаты либо резко обесцениваются, либо вообще превращаются в макулатуру.
И еще вот такой технический момент: банкноты как знаки денег выполняют свою роль оборотных инструментов, пока денежные единицы, обозначенные на этих банкнотах, имеют твердое золотое содержание.
Но как только правители или банкиры отказываются от твердого золотого содержания эмитируемых ими банкнот, эти банкноты начинают ПЛАВАТЬ. Именно – банкноты, а не золото. И этот процесс «плавания» банкнот называется «инфляцией», т.е. – «пузырением», переполнением этих банкнот пустым воздухом.
А золоту этот процесс ничуть не вредит, поскольку прежнее установленное «золотое содержание» таких «денег» заменяется обратным, зеркальным, отображением содержания – рыночной ценой золота, измеряемой в этих «деньгах». И легко убедиться, что от этого процесса ВЫИГРЫВАЕТ (т.е. – растет в ценности) именно золото, а не эти суррогатные деньги.