История такая. На страницах одного из изданий Краснодарского края (Новые известия Кубань) вышел материал о том, почему стоимость проезда в городском транспорте растет. В краевой столице он вырастет на 5 рублей, и составит уже 35 рублей за поездку. Причин немало: от аппетитов самих перевозчиков и чиновников до объективного роста цен на запчасти, техническое обслуживание общественного транспорта, топливо и так далее. В целом, комплекс проблем, которые ложатся именно на плечи пассажиров маршруток и автобусов. Так вот.
Вчера люди прочитали публикацию о транспорте в городе. О росте стоимости проезда. Но многих возмутило иное. В городе бешеный прирост населения, а денег нет. Около 7 млрд долга. Краснодар ещё и кредит берет в 1,1 миллиарда. В Сочи бешеный прирост населения, миллионы туристов, а денег тоже нет (тоже кредитуются). И часто чиновники именно долги считают «отмазкой» для исполнения тех или иных программ. Например, по тому же транспорту. Как же так? Спросили у кандидата никому не нужных наук в стране, где «рыночная экономика даже на бумаге не состоялась» (с).
Да, стоит отметить, что расходы на одного гражданина, который переезжает в город, очевидно сейчас гораздо выше того, сколько он платит налогов. Согласно совсем неподтвержденным данным, платит налоги в регионе только треть работающих переехавших. Остальные предпочитают на юге просто жить. А работать формально в Новосибирске, Томске, Уренгое и остальных городах, откуда массы мигрируют на юг. Прибавьте огромное количество пенсионеров, которые переезжают, как это в нашем светлом государстве называется «доживать». То есть, вообще ещё и льготники. В перспективе, конечно, житель «окупится». Но таким же образом поступают и крупные строители, промышленники и т.д., которые предпочитают юридически существовать в Москве, куда и текут налоги. И это уж более существенный удар по бюджету. Прибавьте нашу замечательную систему распределения бюджета, которая совсем не мотивирует регионы зарабатывать: всё равно, почти всё отдашь в Центр, а пришлют — по надобности. Отсюда дыры в бюджетах и отсутствие желания в регионах помогать бизнесу и вообще, кому бы то ни было. А зачем?
Система экономических отношений сама построена так, что собрать «жирный» профицитный бюджет в любом регионе просто невозможно. Хотя, даже с точки зрения чиновника-воришки это было бы очень выгодно. Чем постоянно рисковать с мутными схемами, можно было бы отлично «зарабатывать» на торгах, которых с хорошим бюджетом было бы больше в разы. Представляете, воровать и одновременно, делать много хорошего для граждан. Такого у нас со времён екатерининских не было. Но сами же чиновники понимают, что это попросту невозможно. И получается, что к развитию стимула нет никакого.
Какой из этого выход? По сути, никакого. Экономическая система сильно устарела, прохудилась. Даже не прохудилась, а дырявая, как старое ржавое решето. Почему нет преобразований? Видимо, такое положение дел очень выгодно. Кому? Вот тут уже делайте выводы сами. Кому будет не выгодно такое положение дел, когда регионы начнут оставлять средства у себя, отправляя в Центр только часть. Когда внутри каждого региона чиновник будет заинтересован заработать больше. Да-да, в том числе, чтобы что-то стащить. С этим придется бороться. Но, опять же, на местах в регионах. А тому же чиновнику будет выгодно делать больше на благо населения, чтобы ему народ не дал пинка под зад, а оставил у кормушки на долгий срок. Помечтали, как говорится, и будет.