Читая статьи на Дзене (особенно на политическую тематику), замечаю, что превращаюсь в отгадывателя ребусов. И ребусы эти усложняются в геометрической прогрессии. Ощущение, что попала в эпоху Пушкина, когда реакцией на царскую цензуру стал расцвет иносказательных эпиграмм:
Когда смотрюсь я в зеркала,
То вижу, кажется, Эзопа… (А.Пушкин)
Вот и я вижу, как сегодня язык наших блогеров быстро и верно превратился в эзоповский. Кругом шифровки, недомолвки, намёки, аллегории.
Человек, не разбирающийся глубоко в российской политике, после прочтения одной из статей сказал мне: «Я ровным счетом ничего не понял из того, что мне хотели сказать». И верно – за последнее десятилетие сформировался особый мета-язык в сетях, использующий и мемы и аллегории одновременно.
Вот лишь часть простых слов, которые всем следовало бы понимать:
"светлоликий", "бункерный", "любители швабр", "космонавты", "картофельный дед", "выйти погулять", "живущий на озере Комо", "усатый", "уколоться", "ку-ку"
А, если к ним добавляются еще и исторические сложные сюжеты и связи, то без "словаря" уже никак.
Когда по каким-то причинам автор не хочет использовать иносказание, он использует точки, тире, звездочки, латинские буквы, переставляет буквы местами. Или же просто говорит: ну вы меня поняли, да? И все всё понимают. От игры слов смысл, нужно сказать, усиливается.
Олег Табаков еще в 2013 году в одном из своих интервью сказал, что видит большую потребность зрительного зала в ассоциативных рядах – бурно реагируют и хорошо понимают. А потом добавил: «К сожалению». Тогда его спросили – почему к сожалению?
- Потому что это признак некоторого нездоровья, - ответил Табаков.
- А в чем социально-политические причины того, что Эзопов язык снова востребован публикой?
- Наверное, все-таки дисциплина строжает, а предлагаемое взамен (авт. – здесь он имел ввиду предлагаемое искусством) не вполне компенсирует.
- Понятно. А что предлагается взамен, с вашей точки зрения?
- Большие уже (авт. – сами догадаетесь)
Но то был 2013. А у нас уже 2022 на дворе. И эзоповщина процветает в сети пышным-препышным цветом. «Эзопом» был Пушкин, Булгаков, Салтыков-Щедрин. Но то были настоящие времена политической реакции. А сегодня Эзопами стали все мы.