Найти в Дзене

Как Брежнев пожал руку Кутузову, другу Маргелова

Оглавление

Речь идёт об однофамильце знаменитого фельдмаршала Валерии Васильевиче Кутузове, бывшем разведчике и спецназовце, а также полковнике в отставке. Он три года прожил в одной комнате с Геннадием Маргеловым, сыном легендарного командующего ВДВ. А у самого «десантника номер один» - генерала Василия Маргелова ("дядя Васи") - он даже побывал в гостях в его московской квартире.

Легендарный В. Ф. Маргелов. Фото: Фишки. нет
Легендарный В. Ф. Маргелов. Фото: Фишки. нет

Окончил училище с отличием

- В 1954 году я на все пятерки окончил в Алма-Ате воздушно-десантное училище. О том, как я учился, свидетельствует не только красный диплом, но и занесению моей фамилии на мраморную доску выпускников.

Когда я получил значок «Инструктор парашютно-десантной службы», в цифрах отмечалось количество прыжков, а в подвеске - их дополнительное количество.

Всего у меня 293 прыжков. Но, как вы понимаете, одно дело - спортивные прыжки, а совсем другое - прыжки десантников. Спецназовцы должны не красоваться в воздухе, а выполнить поставленную перед ними боевую задачу.

Родился в сибирской деревне

Сам я родился в сибирской деревне. В 1951 году мне исполнилось 19 лет, и я должен быть идти служить в армию. Военный комиссар предложил поступить в военное училище. Так я оказался в Алма-Ате.

Некоторые из курсантов прибыли из суворовских училищ, в которых получили среднее общее образование - они учились с четвертого класса до окончания.

Это были офицерские сыновья, которые имели хорошую общеобразовательную и физическую подготовку и знали армейскую службу.

А у меня привыкание к армейским порядкам проходила тяжело. Я часто вступал в пререкания с командиром отделения и получал наряды. Сколько мною перемыто полов за первый учебный год, трудно посчитать. Но такая «учеба» воспитывала характер.

В конце-концов я понял, когда можно говорить, а когда необходимо помолчать. Трудность состояла еще и в том, что, несмотря на общее физическое развитие и хорошие результаты в легкой атлетике, на гимнастических снарядах я был просто «мешком».

Целый год постоянных ежедневных тренировок принесли свои результаты: я на отлично выполнил все физические упражнения. А вскоре стал командиром отделения и оставался им до окончания училища.

В. Ф. Маргелов навещает десантников. Фото: "7 секретов"
В. Ф. Маргелов навещает десантников. Фото: "7 секретов"

Первая встреча с Маргеловым

- До сих пор помню тот яркий эпизод из нашей курсантской жизни. На показательные стрельбы на полигоне Каскелен, который находился в 40 км от Алма-Аты, прибыл командующий ВДВ генерал армии Василий Филиппович Маргелов.

Начальник училища генерал-майор Рудаков поручил начальнику огневой подготовки определить курсантов. Я должен был выполнить упражнение перед командующим, стреляя из пулемета. Мне подготовили оружие и вывели на исходное положение.

Когда майор из цикла огневой подготовки скомандовал: «В атаку вперед!», я вскочил и стал двигаться быстрым шагом, держа пулемет у правого бедра. Нажал на спусковой крючок, но никаких выстрелов не услышал!

Я понял, что затвор не двигается. Это был провал! Маргелов сказал начальнику училища: «Дайте ему другой!». И тут всё... повторилось. но уже со вторым пулеметом.

Командующий ВДВ выразительно посмотрел на начальника училища, плюнул, сел в машину и уехал с полигона. После чего все офицеры огневого цикла собрались вокруг отказавшего оружия, чтобы выяснить причину, почему оно не выстрелило.

И тогда к ним подошел опытный фронтовик - старшина сверхсрочной службы, который посоветовал: «А вы помойте керосином затвор и затворную раму...»

Что и было сделано. Как оказалось, виной всему был попавший внутрь песок. Затем я выполнил упражнение на «отлично». Но Василия Филипповича, понятное дело, уже не было.

И тут появляется Брежнев...

Секретарем ЦК Компартии Казахстана тогда был Леонид Ильич Брежнев. Когда проводились выборы в Верховный Совет СССР, кандидаты в депутаты встречались с избирателями.

На одно из таких предвыборных собраний в Театре оперы и балеты имени Абая собрались члены армейских частей и подразделений Алма-Аты. Меня выбрали в президиум собрания.

Кругом были генералы и различные руководители, а таких курсантов, как я, всего двое. Вдруг из-за кулис вышел Брежнев. Я понял, что он и был нашим кандидатом в депутаты.

С каждым из членов президиума Леонид Ильич поздоровался за руку, в том числе и со мной. Мы немного побеседовали. Брежнев рассказал нам пару анекдотов.

А потом пошутил: мол, вообще-то, я - генерал-лейтенант, и если бы пришел в военной форме, то начальнику гарнизона пришлось бы подавать соответствующие команды. Вот так произошло мое личное знакомство с будущим Генеральным секретарем ЦК КПСС!

Встреча с сыном Маргелова

Хорошо помню и траурные события в связи со смертью Сталина. Я, как знаменщик училища ВДВ, в день похорон Иосифа Виссарионовича опустил древко нашего знамени. Сказал себе тогда, что непременно подам заявление о приёме в партию. И сдержал своё слово.

Получив звание лейтенанта, приехал на место воинской службы в Тулу. Ныне это знаменитый 51-й гвардейский парашютно-десантный полк. Одновременно со мной туда прибыл на службу и Геннадий Маргелов, сын командующего ВДВ.

Поскольку мы оба были холостяками, то нас поселили в одну комнату в семейном общежитии офицеров, которое находилось непосредственно на территории воинской части.

Я принял 1-й взвод 6-й роты, а Геннадий был назначен командиром взвода полковой школы. Началась будничная работа: огневая подготовка, тактика, парашютно-десантная и физическая подготовки, стрельбы, совершение парашютных прыжков.

Свободного времени практически не было. Ни о какой дедовщины среди солдат не могло быть и речи. У нас был дружный и сплоченный коллектив, который боролся за высокие результаты в службе.

У генерала армии было немало наград. Фотоколлаж
У генерала армии было немало наград. Фотоколлаж

В гостях у Василия Филипповича

В начале октября 1954 года пришел приказ о том, что полк должен участвовать в параде на Красной площади в Москве. Эшелоном мы отправились в столицу нашей родины.

И уже вскоре приступили к тренировкам. Проводили занятия по боевой и политической подготовке, а также совершали экскурсии по городским музеям.

Геннадий Маргелов также был в составе парадного расчета. Мы и в Москве жили с ним в одной комнате. В один из свободных от тренировок вечеров он попросил съездить со мной к отцу.

Я ответил: «Неудобно!». Но он настоял: «Отец сказал, чтобы я приехал с тем, с кем живу и дружу!». Так я увидел командующего ВДВ в домашней обстановке.

С тех пор он всегда стал отличать меня, где бы мы с ним не встречались. Уже за столом на кухне я напомнил Василию Филипповичу об эпизоде в училище, когда у меня отказало сразу два пулемета.

Он ответил с намеком, что фронтовой опыт - великая практика для офицеров, чем нельзя пренебрегать. Во время ужина командующий налил всем водки и предложил выпить за знакомство.

Увидел самого Жукова

А на самом Параде я вблизи увидел маршала СССР Г.К. Жукова и других выдающихся полководцев. Так что я «своими ногами» знаю, что собой представляет Красная площадь.

После возвращения в Тулу мы опять приступили к боевой и политической подготовке - в зимний период обучения. В начале 1955 года совершали прыжки с парашютом с самолета АН-2.

Вдруг на снежном поле появилась машина. Из нее вышел командующий ВДВ Василий Маргелов. Руководитель прыжков доложил о совершении прыжков личным составом.

Увидев меня, Василий Филиппович спросил: «Уже прыгнул?». Я ответил: «Да!» - «А второй парашют есть? - поинтересовался генерал. - И добавил: - Принеси, я прыгать буду!»

Когда я принёс парашют, В. Ф. Маргелов посмотрел на меня, а потом снял своей рукой с моей головы шлем, а с себя - генеральскую папаху. После чего он себе на голову водрузил мой меховой шлем, а на меня - свою папаху.

«Встречай меня на поле!» - сказал он мне, отправившись с руководителем прыжков к самолету. После совершения прыжка я лично встретил командующего ВДВ.

Мы спокойно брели по снежному полю. В. Ф. Маргелов поинтересовался, сколько я уже совершил парашютных прыжков. Я ответил. А потом, помню, подумал о том, что, я, простой лейтенант, иду с героем Великой Отечественной войны, который успешно дрался с врагом и ходил в разведку в тыл к фашистским захватчикам.

Спустя 4 года мы снова встретились с командующим ВДВ на полевых тактических учениях. Наедине, как с равным, он очень сердечно поведал мне о своих личных проблемах.

Поинтересовался и моей личной жизнью. Это был разговор людей, глубоко уважающих друг друга, несмотря на возраст и социальное положение.

Почему Василий Филиппович так относился ко мне? Не знаю. Да, я был другом его сына. С другой стороны, командующий видел, что я никогда не стремился что-то выгадать от нашего знакомства. Я ничего не просил.

Старался проявить самостоятельность и в службу, и в своей судьбе. Наверное, это и определило его отношение ко мне, - поведал полковник в отставке. Мы пообщались несколько лет назад в Риге. Интересно, жив ли сейчас Валерий Васильевич с удивительной фамилией Кутузов.

Читайте другие материалы автора:

«Мы защищали СССР!» - говорят рижские десантники

Сейчас Латвии лучше, чем в СССР: развеиваем мифы

Развеиваем мифы: Латвия, Литва и Эстонии не выходили из СССР

Кто от кого ушёл: Прибалтика от России или наоборот