Найти в Дзене

Разница в воспитании мальчика и девочки

Читаю книгу Альфреда Адлера «Понять природу человека». Когда Альфреду Адлеру было 3 года, рядом с ним умер его брат – они спали в одной кроватке. Пару раз мальчика чуть не убили в уличных драках, а в пять лет он переболел пневмонией – врачи считали, что ребенок не выживет. Возможно, эти события отчасти повлияли на решение Адлера стать врачом-психотерапевтом. Его путь в психологии и науке описывать очень долго, но совершенно точно вы можете почитать об этом незаурядном человеке – его судьба того стоит. А когда-нибудь дойти и до его книги «Понять природу человека»: мы действительно плохо понимаем природу – свою и других людей. Читается книга легко, полезного там много.

Но пока вы не добрались до самой книги, хочу процитировать вам выдержки из нее. Потому что я искренне удивилась, что Адлер затрагивает этот вопрос – разницу в том, в какой парадигме вот уже много веков воспитывается и формируется девочка и в какой - мальчик. И куда это нас привело.

Смотрите! Адлер родился в 1870 году – в 19 веке!!! А читается этот текст так, как будто он написан сегодня. В общем, прочтите и удивитесь, как это точно сказано и как это актуально (хотя больше ста лет прошло):

«Все наши институты, наши традиции, наши законы, наша мораль, наши обычаи свидетельствуют о том, что они выработаны и поддерживаются привилегированными мужчинами во славу мужского господства. Эти установления достигают даже детской и оказывают чреватое последствиями влияние на психику ребенка… О таких установках следует вспомнить, например, когда мы видим, как маленький мальчик впадает в ярость, если его попросить надеть «девчачью» одежду. Мальчика с детства учат отдавать предпочтение привилегиям мужского пола, которые, как он осознает, гарантируют его превосходство повсюду…

…Господство мужчин не является чем-то естественным. Имеются данные, доказывающие, что оно возникло главным образом в результате постоянных стычек между первобытными племенами, в ходе которых мужчина получил более важную роль воина и в конце концов использовал свое новообретенное превосходство для того, чтобы начать главенствовать самому и в своих целях. Рука об руку с этим процессом шло развитие прав собственности и наследства, которые стали орудием господства мужчин: мужчина обычно приобретал собственность и владел ею.

…Очень трудно убедить ребенка, что мать, занятая ведением домашнего хозяйства, так же важна, как отец, который занимает ответственную должность вне дома. Вдумайтесь, что это означает для мальчика, который с первых дней жизни видит привилегированное положение и преобладание мужчин. Со дня своего рождения он воспринимается с гораздо большим энтузиазмом, чем дочь, так как родители зачастую предпочитают детей мужского пола. На каждом шагу мальчик ощущает, что, будучи сыном и наследником, он имеет большие привилегии и более серьезное значение в обществе.

…При сравнении результатов тестов интеллектуальных способностей и одаренности было обнаружено, что к некоторым предметам, например математике, мальчики проявляют больше таланта, в то время как девочки более способны к другим предметам – например, языкам. Мальчики действительно проявляют больший талант, чем девочки, в учебе, которая готовит их к традиционно мужским профессиям, однако это превосходство скорее видимое, нежели реальное. Если мы внимательнее исследуем положение девочек, мы поймем, что тезис о более слабых умственных способностях женщин – заведомая ложь.

…В условиях нашей цивилизации девочке легче легкого потерять решительность и уверенность в себе. И тем не менее проведенные тесты интеллектуальных способностей дали интересные результаты: одна группа девочек в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет показала более высокие таланты и способности, чем любая другая группа, включая и мальчиков. Дальнейшие исследования выявили, что все эти девочки живут в семьях, где мать либо является единственным кормильцем, либо вносит большой вклад в семейный бюджет. Эти девочки росли в среде, где предрассудки относительно умственной неполноценности женщин либо отсутствовали, либо были слабо выражены. Они своими глазами видели плоды тяжелого труда своих матерей и в результате их развитие шло гораздо более свободно и независимо, без всякого влияния тормозящих факторов, неразрывно связанных с верой в неполноценность женщин.

…В будущем нам необходимо разработать лучшие методы воспитания девочек…Вымысел о неполноценности женщин поддерживается в наше время законом и традицией, хотя все, кто сколько-нибудь разбирается в психологии, его отрицают. Поэтому мы должны быть начеку всякий раз, когда этот вымысел появляется на свет, и исправлять ложные социальные установки, которые его порождают. Мы должны так поступать не из-за какого-то патологически преувеличенного почтения к женщинам, но из-за того, что нынешнее неправильное отношение к ним подрывает логику всей нашей общественной жизни».