Когда в Великой Отечественной Войне наступил решающий перелом, после 43-го года. Победное шествие Красной Армии зиждилось на таких же практически приёмах, какими пользовались немцы в 41-м году и летом 42-го.
Танковые соединения могучими клиньями вспарывали оборону противника и уходили вперёд, сея панику и в определённых точках прорыва завершая окружение не успевающих отступать, с различными обозами хозчастей, неповоротливые армейские соединения немцев.
Насыщенность танковых масс на переднем крае прорыва имело решающее значение для мобильности армии. При прорывах, этот "броневой кулак" естественно нёс ощутимые потери, но эффект и отдача от работы танковых бригад во много раз превышали понесённые утраты.
Поэтому, в ходе текущих боев, необходимо было поддерживать количественную составляющую танковых соединений в войсках. Командование армии всегда стремилось способствовать этому. И тут, на первый план выходила работа инженерных ремонтных бригад, которые занимались восстановлением поврежденных на поле боя машин.
Техники-ремонтники делали всё возможное и невозможное для того, чтобы обеспечить в кратчайшие сроки введение в строй повреждённых незначительно танков, ремонт которых мог быть произведён в полевых условиях, в механических мастерских приданных танковым бригадам и соединениям.
Запчастей, как всегда это было, не хватало. В ход шло всё, что могло пригодиться, и то что было подобрано на поле боя даже в качестве трофея.
Одним из таких вспомогательных хороших "трофеев", для советских ремонтников танков, оказался немецкий танк Т-V "Пантера".
Танковые ремонтники Красной Армии, проявляя смекалку, обратили внимание на то, что катки ходовой части "Пантеры" вполне подходят для замены выбывших из строя катков советских "тридцать четвёрок"!
Правда без необходимых доработок обойтись не удавалось. Но что такое доработки! Это ведь не целиком каток выискивать, как запчасть по полям и лесам! И поэтому работы в данном направлении велись.
Неизвестно, кому первому пришла в голову такая драгоценная мысль, а в итоге всё у "советских" мастеров получилось.
Каток немецкого танка Т-V, был по диаметру больше, чем каток Т-34, но это не помешало с успехом воспользоваться имеющейся в наличии после успешных боев запчастью. Диаметр катка Т-34 равнялся 830 мм, а диаметр немецкого Т-V "Пантера" равнялся 860 мм.
Три сантиметра диаметра фактически ничего не решали,а проблема натяжения гусеницы танка решалась спокойно добавлением в ленту ещё одного трака. Основная проблема заключалась в том,что не совпадал диаметр посадки опорного катка немецкого танка на ступицу советской "тридцать четвёрки" - он был меньше. Выход из положения был найден простой. Внутренний диаметр посадочного отверстия катка на ступицу просто рассверливался до необходимой величины советского танка (210 мм) и дело оказывалось "в шляпе"!
В условиях подвижных танковых реммастерских, данную операцию специалисты-механики мастера проводили спокойно и - на "ура"! ))
Правда приходилось ещё порядком повозиться с креплением болтов катка. Крепящие отверстия у немецкого Т-V, тоже были меньше и их было восемь. А у Т-34 крепящих болтов было шесть, но большего диаметра. Ну, тут уж если под ступицу могли рассверлить посадочный диаметр, то под болты сверили спокойно и с сознанием дела: новые дырки - посадочные места для дальнейшего крепежа.
Таким образом получалось, что запчасть с трофейного немецкого Т-V "Пантера", в скором времени уже успешно участвовала в очередном наступлении и охвате в кольцо очередной немецкой воюющей группировки в Европе, в 1944-м и 45-м годах!))
Победный марш советских танкистов,как известно, завершился в мае 45-го в Берлине и в Праге. И как видим, немецкая "Пантера" тоже внесла некоторый вклад в это достойное дело. Немецкий танк Т-V "Пантера" вполне помог "тридцать четверкам" победно шествовать по Европе на заключительном этапе войны.