Дорога из Адлера в поселок Красная Поляна в настоящее время занимает не более 40 минут. Из одного населенного пункта в другой можно добраться на собственном транспорте по скоростной автомагистрали или сесть на электропоезд «Ласточка». Оба варианта – комфортные и по-своему удобные. Используя один из них, сложно поверить в то, что ещё совсем недавно этот маршрут представлял угрозу для жизни путешественников.
Начало строительства старого Краснополянского шоссе было положено ещё в конце XIX века. В 1896 году по инициативе гофмейстера Н.С.Абаза началось рассмотрение проекта будущей дороги. И в 1897 году, после проведения ряда геологических изысканий, строители приступили к работе над шоссе. Руководителем работ на новом участке дороги стал талантливый инженер В.К. Константинов. В его честь в одном из тоннелей трассы установлена мемориальная табличка.
Создание шоссе было сопряжено с множеством трудностей. Дорога, петляющая вдоль шумной реки Мзымта, прорубалась прямо в скалах. Тяжелые условия труда и частые камнепады представляли настоящую угрозу для жизней строителей.
Движение по трассе началось в 1899 году. Красная Поляна, как и задумывалось, получила выход к морю, но преодолевать проложенный путь было непросто. На всей протяженности дороги скала угрожала путешественникам падающими сверху камнями, а в зимний период положение усугублялось частыми лавинами, сходящими со склонов. Нередко шоссе засыпал снег, и сообщение между Красной Поляной и Адлером останавливалось. Не улучшилась ситуация и в советское время, когда дорога подверглась реконструкции. Угрозу жизни и здоровью людей от камнепада удалось лишь немного уменьшить, а обледенение вьющегося дорожного полотна зимой нередко становилось причиной опасных аварийных ситуаций.
Самый опасный отрезок Краснополянского шоссе проходил вдоль ущелья Ах-Цу. Здесь расположен тоннель, который местные жители прозвали говорящим именем «Пронеси, Господи». В стене вырубленного вручную тоннеля установлена икона Божьей Матери, напротив которой нередко ставились свечки в память людям, погибшим на дороге.
В настоящее время опасный участок Краснополянского шоссе закрыт для въезда транспорта. Сообщение между Адлером и поселком Красная Поляна поддерживается благодаря новой автомагистрали А-149, построенной к Олимпиаде 2014 года. Входы с обеих сторон закрытой дороги охраняются – в целях безопасности по ней запрещено любое движение, в том числе и пешие прогулки.
Однако обслуживание дороги не прекращается. С дорожного полотна регулярно убирают крупные камни, упавшие со склонов. Старое шоссе остается стратегически важным объектом. Именно по этой дороге в случае непредвиденных ситуаций будут выведены люди из нового краснополянского тоннеля, входы в коридоры которого расположены на трассе.
Старое Краснополянское шоссе – закрытая трасса, которая могла бы стать одним из центров стечения туристов. Дорога на краю обрыва, проложенная в скалах более века назад, завораживает, привлекает внимание опасными изгибами, узкими тоннелями и живописной природой, которая ее окружает. Но за все время существования шоссе человек так и не смог обуздать опасный нрав трассы, и в настоящее время старой дорогой можно любоваться только со стороны.
#красная поляна #дорога #горы #путшествия #река #место для фото #сочи #адлер #роза хутор