В субботу завершилась конференция по климату в Глазго, где почти 200 стран единогласно подписали Климатический пакт Глазго.
Дипломатический успех был ощутимым, но с климатической официальной точки зрения результат оказался больше неоднозначным, так как стремление ограничить потепление до 1,5 градусов Цельсия уже не сочетается с фактическими обязательствами стран по выбросам парниковых газов, которые, считается, все равно приведут к потеплению выше 2 градусов Цельсия в будущем.
Конференция закончилась на неприятной ноте, когда Индия, при явной поддержке Китая, настояла на смягчении исторического обязательства стран отказаться от использования угля до обещания лишь постепенно сократить сжигание самого загрязняющего вида топлива (так считается).
Многие страны - особенно европейцы и малые островные государства, подверженные риску повышения уровня моря - выразили свой гнев и разочарование по поводу этого изменения в последнюю минуту, тем более что ранее президент конференции Алок Шарма сказал им, что текст пакта закрыт для дальнейших изменений. Но в результате закулисной сделки, за которую Шарма извинился с трибуны, изменение было принято как плата за принятие пакета других мер.
Иными словами, Индия и Китай, похоже, просто шантажировали тем, что совсем откажутся от климатических целей и не будут сокращать выбросы парниковых газов.
Тем не менее, многие делегаты заявили, что сохранение даже призыва к поэтапному сокращению сжигания угля является триумфом, поскольку это первое подобное упоминание в любом климатическом соглашении ООН.
Гринписовцы уверены, что количество гвоздей в гробу угля значительно увеличилось.
С финансовой стороны было также принято конкретное обязательство удвоить помощь развивающимся странам в адаптации к изменению климата к 2025 году, а также соглашение о создании фонда специально для компенсации странам, пострадавшим от изменения климата - так называемых "loss and damage" (потери и ущерб).
Многие развивающиеся страны на протяжении всей конференции выбивали себе финансирование и, скорее всего, тоже закулисно шантажировали богатеев. Они жаловались на то, что богатые развитые страны должны взять на себя более конкретные денежные обязательства в знак признания их исторической ответственности за изменение климата.
Соединенные Штаты, долгое время враждебно относившиеся к идее компенсации «потерь и ущерба», считая, что это опасный юридический прецедент, подверглись широкой критике. Но после продолжительных обсуждений в итоге согласились удвоить свои инвестиции.
Не обошлось и без театральных выступлений. Несколько руководителей делегаций заявили на пленарном заседании, что они не хотят возвращаться домой и объяснять своим детям или внукам, почему не удалось достичь соглашения. Севе Паениу, министр климата Тувалу, тихоокеанского островного государства, которому грозит опасность утонуть, показал на своем телефоне фотографии своих внуков, сказав участникам конференции, что он хочет "сказать им, что Глазго дал обещание обеспечить их будущее".
Представители ряда островных государств заявили, что следующее десятилетие решит, будут ли их страны продолжать существовать. Делегат Маршалловых островов заявил, что достижение 1,5 градусов Цельсия - это "спасательный круг для моей страны". Мальдивские острова уже не были уверены, что это спасательный круг, говоря, что для них уже поздно и надежды у них нет.
Боливия жаловалась, что в тексте не признается "углеродный долг", который богатые "углеродные колонизаторы" должны бедным странам. Тоже хороший ход переделать широкий жест богатых стран на возвращение долгов. И уже колонизаторы должны просто давать, а не спрашивать куда пойдут деньги. Не получилось. Пока.
Россия тоже, наверное, могла бы сделать «ход конем» и продавить вместе с Францией признание атомной энергии «зеленой» такими странами, как Германия, что может принести ощутимые преимущества в новом технологическом мире.
Выгоды для нашей страны по итогам этой конференции для меня не очевидны. А для Вас?
#выбросы углекислого газа #сжигание угля #декарбонизация #парниковый эффект #промышленность #зеленое финансирование