Найти в Дзене
The Music That Rocks

Рецензия. Damon Albarn 'The Nearer The Fountain, More Pure The Stream Flows' (2021)

Созерцание и музицирование на лоне природы

Дэймон Албарн не часто радует поклонников сольным творчеством, предпочитая работать и записываться с коллегами по своим группам и разным проектам. Поэтому предыдущий лонгплей, который к тому же был дебютным, выходил в уже далёком 2014.

Названием для новой пластинки послужила строчка из стихотворения поэта Джона Клэра «Love and Memory». Также в планах музыканта была запись с оркестром, но из-за пандемии эти планы пришлось скорректировать, поэтому в создании альбома участвовали несколько музыкантов (впрочем, спектр инструментов довольно широк – помимо гитар, перкуссии и синтезаторов тут виолончель, валторна, скрипка, альт, тромбон и местами даже саксофон).

Тематически новая работа посвящена природе Исландии, которой Альбарн восторгался, ещё будучи ребёнком. Ныне у него там находится дом, поэтому артист, конечно же, имеет полное право на полноценное музыкальное высказывание в адрес заявленной темы.

-2

Оттолкнувшись от этих ключевых точек, можно понять и прочувствовать то, что мы слышим по ходу знакомства с The Nearer The Fountain, More Pure The Stream Flows, поскольку вне обозначенного контекста альбом воспринимается неоднозначно (больше как пространная и растянутая зарисовка на тему, чем полноценный студийник).

Речь идёт о попытке посредством музыки изобразить пейзаж, дикую природу и климат. Именно с созерцания-размышления на морском берегу и начинается альбом, что представлено на первых двух треках. Далее встречаются как полноценные песни, так и, по-другому не скажешь, фрагменты, причём последние преобладают. И, конечно же, несмотря на впечатляющий набор струнных и духовых, порой чувствуется нехватка задуманной изначально оркестровой поддержки, способной существенно усилить ряд композиций.

-3

Шум волн, прибоя, звук падающих капель и льющихся потоков, потрескивание веток, а также загадочные, практически инопланетные сигналы и пульсы сопровождают неспешный ход альбома, который можно охарактеризовать, как полуинструментальный – настолько здесь отходит на второй план вокал, заглушённый ощущением природы, которая противостоит ему, как миру.

Некоторые треки вообще лишены голоса, а на остальных он играет вспомогательную роль зарисовки. Конечно, присутствуют и кусочки цивилизации, представленные такими номерами, как Royal Morning Blue (кстати, самая Blur-овская композиция здесь), Daft Wader, The Tower of Montevideo, Polaris. Есть и джазовые оттенки, представленные тромбоном и саксофоном, а также психоделические уклоны (Combustion, Daft Wader), но в целом новая работа демонстрирует уход Албарна в эмбиент.

Лейтмотив пластинки – чувства утраты, хрупкости и возрождения, переживаемые на берегах уникального острова. По словам музыканта хрупкость – это место человека в природе. А утрата – лишь преображение вещи. Но я бы сюда добавил и тонко переданное ощущение тревожности, каждый раз возникающее на уровне спрятанного внутри нас первобытного инстинкта в те моменты, когда мы сталкиваемся с удивительными природными явлениями.

Если поймать эти волны, то полноформатник Дэймона вполне может зайти и даже увести за собой. И, несмотря на довольно узкую расщелину, сквозь которую не каждый слушатель сможет протиснуться, чтобы увидеть потаённую картину, эта музыка стоит нескольких таких попыток.

-4

И, конечно же, именно на фоне пустынных морских пейзажей, монохромной непогоды, предрассветных пляжей с чёрным песком, вулканических хребтов и прочих причудливых сооружений невидимого создателя этот материал явно будет способен раскрыться в полную силу.

В привычной урбанистической обстановке он, скорее всего, будет обречён на приятное, но странноватое фоновое сопровождение чьих-то жизненных раздумий и бесед.

Оценка: 3/5

Источник изображений: www.discogs.com