Песнь восхождения.
1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.
2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.
3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?
4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.
5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.
6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
7 Я мирен: но только заговорю, они - к войне.
119-й Псалом - Первый из цикла Песней Восхождения.
В Православной Псалтири Псалом имеет надписание «Песнь степеней».
15 ступеней вели в основной двор Иерусалимского Храма, на каждой из них левиты исполняли по одной из Песней Восхождения. (Пс.119-133)
Этот короткий Псалом известен по инципиту, (зачину): «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах...», однако, его стоит рассмотреть и в свете заключительного стиха: «Я мирен: но только заговорю, они - к войне» (7).
Это может быть отнесено и к отдельному человеку и к целому народу.
Личное обращение к Богу в 5-м стихе 119-го Псалма раскрывается как молитва о народе Иудейском: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских».
Мосох (Мешех) - один из сыновей Иафета, внук Ноя. Его род упоминает пророк Иезекииль. В разное время потомками Мосоха считали каппадокийцев, иллирийцев, фригийцев, сарматов и даже московитов, (славян).
Шатры Кидарские отсылают нас к кочевникам Аравийского полуострова, родоначальником которых считается внук Авраама, второй сын Исмаила - Кедар, (Быт.25:13; 1Пар.1:29). Они были храбрыми воинами, (Ис.21:16-17) и искусными мастерами: «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы». (Песн.1:4).
Псалом 119 предположительно написан в эпоху Второго Храма. Позади Вавилонское пленение, но автор не упоминает ни одно из сильных государств, с которыми Иудея воевала. Этот Псалом - молитвенное прошение к Господу о защите от тех, кто нападает не открыто, действует коварно, кто использует безотказное, как им кажется, оружие: ложь и клевету. (2)
«Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?» (3) Этот вопрос можно отнести и к отдельному человеку, и к племени, и к государству.
Стих 5 в разных переводах получил противоположное толкование: «Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми» (4).
Перевод с еврейского, близкий к оригиналу, приравнивает «коварные речи» лжеца к «отточенным стрелам воина», наносящим смертельные раны и «тлеющим прутьям дрока», которые очень быстро в условиях пустыни распространяют огонь на большое расстояние.
В переводе П.А.Юнгерова ст.5 служит ответом лжецам и сулит Божью кару: «Изощрены стрелы Сильного с опустошительными углями». Так же толковали этот стих отцы церкви, (свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский)
В этом нет противоречия: «... какою мерою мерите, такою и вам будут мерить… Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мтф.7:2;12).
По словам святителя Иоанна Златоуста «...в самом пороке уже заключается наказание... Какое же может быть достойное наказание для такого порока? Здесь – никакого, кроме поражения от Бога. Человек не может воздать за него по достоинству, потому что этот порок превышает всякое наказание; а Бог поразит его». (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. На псалом 119.)
«Мерзость пред Господом — уста лживые», - утверждал Царь Соломон, чьё имя переводится, как «Богатый миром».
«Долго жила душа моя с ненавидящими мир». (6)
Чем может ответить человек или целый народ, окруженный противником, стремящимся к войне?
«Но я к Богу обратился бы, предал бы дело моё Богу, Который творит дела великие и неисследимые… униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия». (Иов.5:8-12).
Вернемся к начальным стихам, к личной молитве Псалмопевца, которую услышал Господь. (1)
В Псалтири часто встречаются молитвенные обращения «ко Господу» тех, кто «встретил тесноту и скорбь» (Пс.114:3)
«От чрева матери моей Ты — Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет». (Пс.21:11-12)
Господь «исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс.146:3)
«Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его» (Пс.90:15).
Скорбь Псалмопевца вызвана несправедливостью. Враги, желающие его погубить, начинают свое преследование со лжи и клеветы.
Господь слышит молитву Псалмопевца, «взывающего» (1): «Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого» (2).
У мирного человека и речи мирные. Но о чем бы ни заговорил автор, враги усматривают в его речи повод для нападения, потому что «душа у них лживая и язык лукавый», (2). Противостоять таким врагам без помощи Бога невозможно.
Псалмопевец к врагам своим обращается со словами увещевания: «Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?» (3)
«В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху». (Прем.1:4)
«Я мирен: но только заговорю, они - к войне». (7)
«Если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». (Пс.26:3-4).