Найти в Дзене

Семья и Союз

Хочу рассказать историю одной семьи. Похожую на сотни тысяч других подобных историй и, поэтому, на мой взгляд, особенно важную для всех нас, выживших в мясорубке эпох и выросших в таких семьях. ***
Озвучка в ВК (8.35 мин.) - https://vk.com/video182520575_456239024
***
Глубже конца XIX века мне проследить историю данного семейства не удалось. И этот факт - тоже существенная деталь в моём кратком повествовании. Итак, во второй половине позапрошлого столетия, некий селянин с Приднепровья потянулся своим домашним обозом за удалыми казаками, раздвигавшими среднеазиатские границы Российской Империи. Видимо, в поисках лучшей жизни. И трудно сказать, что он ошибся. По меньшей мере, поначалу. Обосновался Иван, а именно так звали этого переселенца, в одной из молодых станиц, в месте, где холмистая степь встречается с вечно седыми горными хребтами. Обосновался по-малоросски добротно, построил мельницу, посадил сад, родил сынов и дочерей, пережил неурожаи и страшное землетрясение 87-го года. Слыха

Хочу рассказать историю одной семьи. Похожую на сотни тысяч других подобных историй и, поэтому, на мой взгляд, особенно важную для всех нас, выживших в мясорубке эпох и выросших в таких семьях.

***
Озвучка в ВК (8.35 мин.) -
https://vk.com/video182520575_456239024
***
Глубже конца XIX века мне проследить историю данного семейства не удалось. И этот факт - тоже существенная деталь в моём кратком повествовании.

Итак, во второй половине позапрошлого столетия, некий селянин с Приднепровья потянулся своим домашним обозом за удалыми казаками, раздвигавшими среднеазиатские границы Российской Империи.

Видимо, в поисках лучшей жизни. И трудно сказать, что он ошибся. По меньшей мере, поначалу.

Обосновался Иван, а именно так звали этого переселенца, в одной из молодых станиц, в месте, где холмистая степь встречается с вечно седыми горными хребтами. Обосновался по-малоросски добротно, построил мельницу, посадил сад, родил сынов и дочерей, пережил неурожаи и страшное землетрясение 87-го года. Слыхал о революции и Колчаке и делал своё хозяйское дело, пока новая власть не экспроприировала его мельницу.

Детей Иван взрастил крепких, трудолюбивых. Кто-то ушёл в дальние края за другим счастьем, кто-то остался на новой Родине, в надежде, что счастье там, где обосновалась большая и дружная семья.

Одним из оставшихся сыновей был Яков. Рукастый, хозяйственный и смекалистый, весь в отца. Во время НЭПа открыл скобяную мастерскую и лавку. Сам изготовлял станки для вытачивания и лужения, а затем мастерил любую утварь, от дверных петель до пуговиц. Супруга Якова, статная казачка с Кубани, обшивала всю округу. Росли три сына, а перед грозой родилась помощница маме и радость отцу - дочурка.

Гроза прогремела на пороге четвёртого десятилетия прошлого века. Теперь уже Якова назвали кулаком. Видно, кому-то крепко пережало горло мирное счастье малоросских переселенцев и беда вошла в некогда светлый дом. Мастерскую Якова с самодельными станками изуродовали, лавку сожгли, а самого Якова со старшими сыновьями, арестовали. Пятилетняя дочурка бегала к огороженному двору тюрьмы передать отцу и братьям крохи хлеба, которого сразу стало отчаянно мало.

Эти события откроют душу девочки для глубокого, непреодолимого страха, лишь приумноженного последующими годами несчастий и лишений.

***

Мальчиков из тюрьмы выпустили, а Якова признали то ли политическим, то ли сошедшим с ума и отправили в соответствующее учреждение. По дороге он попытался бежать, но был настигнут пулей конвоира, а может, просто сгинул в бескрайних голодных степях. Да, беда одна не ходит и в это самое время случился голод. Страшный, тот голод, который в начале 30-х годов унёс миллионы крестьянских жизней Советского юга.

Маленькой сестре пришлось пережить и запомнить на все предстоящие годы такие минуты, которых не пожелаешь и врагу. Когда девочка, едва не теряя сознание от голода, помогала матери накрывать скудный стол для старших братьев, являвшихся опорой и надеждой оскудевшей семьи. Потом смотрела, как они ели и уходили в школу или на подработку и, вместе с матерью и маленьким братишкой, подбирала крохи оставшейся еды.

***

Затем голод ушёл, а беда осталась. Дважды раскулаченным, с пропавшим без вести главой семейства, приходилось туго. Деда и отца пришлось вычеркнуть из памяти. Мать всё так же шила, но заказов было очень мало - люди сторонились обезглавленной и неудобной семьи. Хотя многие и сами находились в подобном двойственном положении. Время было такое.

***

К началу Великой Отечественной двое старших братьев закончили школу. Ушли на фронт. Немного погодя ушёл воевать и третий брат. А младшая сестра осталась с больной матерью и миром, в котором память о родных осуждалась, как злодеяние.

За год до окончания войны девочка осиротела. К смерти матери добавилась похоронка на старшего брата. Никто уже никогда не узнает, что пережила и как мыкалась несчастная, оставшись совсем одна. Слабое израненное сердечко её замкнулось на всю жизнь.

Когда, после Победы, в родной город вернулись два брата, сестра не смогла указать им место, где похоронила мать. Не смогла или не захотела. Всю долгую оставшуюся жизнь она прожила в глубоком страхе, никогда не упоминая никого из своих родных, кроме братьев.

Братья поняли её, попытались простить, но до конца простить так и не смогли. Хотя сами тоже никогда не рассказывали своим детям о скобянщике Якове, о мельнике Иване или о дядьях и тётках, разбросанных по всему свету.

Сейчас лишь ленивый не пытается осмыслить причины распада Советского Союза. Подобные предложения звучат даже в Госдуме в горячем споре о необходимости усиления властной вертикали.

Версий много.

Да, для победы в Войне, а затем для восстановления сил страны исторической необходимостью явилось сращение партийного и хозяйственного аппаратов. Да, партийным чиновникам стало не хватать власти без собственности, и уже к началу 50-х правящих партократов раздирали подковёрные междоусобицы.

Проведённая Сталиным на XIX съезде КПСС реформа политбюро стоила жизни вождю. И последующее разводнение правящей элиты представителями теневой экономики и корпоратократии вырыло могилу мощной альтернативе капитализма.

Но всё вышеперечисленное - структурные явления, зависящее от конкретных лиц.

***

Что стало бы со страной, если б реформа политбюро удалась, а, например, Пономаренко, бывший партизанский командир, опытный республиканский руководитель стал бы у руля после Иосифа Виссарионовича? Возможно, вектор трансформации госаппарта повернулся бы не в сторону выхолащивания номенклатуры, а в сторону её оздоровления?

Моё глубокое убеждение в том, что подобное стечение обстоятельств могло бы продлить жизнь Советского государства, но не обессмертить его.

***

Критическая ошибка, на мой взгляд, была совершена гораздо раньше и она была почти неизбежна в условиях, при которых формировалась Советская власть. Революционные перевороты, гражданская война, раскулачивание, чистки партийных рядов, превратившиеся в репрессии, лишили людей здравой способности различать врагов и друзей. Заставили людей, в лучшем случае, отречься от своих родных и забыть предков, в худшем - прибегать к доносительству на сослуживцев или членов своих же семей.

Лишённые общности люди изолировались друг от друга. Скрытность и подозрения отравляли смертельным ядом социальные взаимоотношения. Отрицание корней стало привычкой, которую перестали замечать.

Гибели страны предшествовала гибель семьи. Одинокая ячейка общества из полудюжины человек осталась. Но семья, в широком общинном смысле, уходящая корнями к родам, оборонявшимся "всей вервью от хазари и хинови" - умерла.

Умерла или затаилась в самых глубинных недрах человеческих душ традиционная российская общинность - уникальная способность нашего народа к справедливому самоуправлению. К слову сказать, вечевые собрания на Руси ещё с XI века формировали жизненный уклад горожан не только в Новгородской республике. А выходцы из старообрядческих общин подняли торговлю и промышленность России в XIX веке.

Народ без корней и традиций - это легкоуправляемая биомасса, озабоченная сиюминутным существованием, лишённая собственной воли, бездумно впитывающая и живую воду и смертельный яд.

Именно на такую благодатную почву упали ядовитые семена лжедемократической пропаганды.

Дальше вы сами знаете.

***

Но ведь мы, потомки Яковов и Иванов, ещё живы. Традиции вспоминаются, родовые взаимосвязи восстанавливаются и растёт число общественных объединений, борющихся за историческую правду и социальную справедливость.

И, полагаю, именно нам, наследникам общинных традиций, выпала сейчас возможность самим формировать новый гегемон "цифрового пролетариата" - общественное сознание. Никто не расскажет нам, как это делать. Мы знаем это своими генами.

Делитесь своим мнением, ставьте нра и подписывайтесь на канал. МЫ - вместе)

***

#семья #традиции #ценности #ссср #традиционные ценности #причины распада ссср #история #общество #общественное сознание #россияне

Источники:

https://www.kommersant.ru/doc/5064958 http://old.duma.tomsk.ru/page/8335/