Торговая сеть «Быстроном» была открыта в июне 2001 года. Первый магазин появился в Новосибирске на улице Никитина. Ассортимент включал всего 600 позиций товаров. На полках магазинов они были расставлены просто в коробках.
Чей «Быстроном»
Компания довольно любопытна с юридической точки зрения. Сегодня она принадлежит трем фирмам: «МегаТорг», «ГрандТорг», «ДельтаТорг». Ими владеют: Евгений Кухаренко, Дмитрий Рейдер и Олег Дозорцев.
Однако все вышеперечисленные организации имеют лишь лицензию на право использования бренда. Настоящий собственник торговой марки — фирма «АльянсТорг».
Интересный момент, который не многие знают, что торговую марку «Быстроном» может использовать сеть магазинов «Верный». Похоже, что контора Андрея Рогачева постепенно готовит себе почву для захода на рынок Сибири.
И пускай начало оставляет желать лучшего
Старт ритейла нельзя назвать успешным. Компания не брала кредиты на развитие, а старалась обходиться своими силами. Места для торговых точек находили в полупустых районах, в глубине кварталов.
В ход шли склады, цеха, гаражи и производственные площадки. Поблизости магазинов практически не было жилых зданий, и лишь походящие рядом автомобильные потоки давали хоть какую-то выручку.
Долгий период «Быстроном» оставался не замечен. Высокая конкуренция не давала возможности выйти на другой уровень. Магазин терпел крах и неудачи по сравнению с такими компаниями, как «Холидей Классик» и «Сибирский Гигант». Эти ребята когда-то доминировали на рынке Сибири, а пару лет назад оба обанкротились.
Крупные сети росли, запускали новые проекты и привлекали большое внимание публики. «Быстроном» в то время оставался в тени и работал над своими однотипными магазинами. Появление сети «Ашан», а позже дискаунтера «Светофор» не сулило ничего хорошего. Борьба казалась проигранной заранее.
По копеечке, по зернышку, по семечку
Компания избегала инвестиционных проектов. Но как говорится: «Тише едешь, дальше будешь». Постепенно в магазинах стали появляться морозильные лари и холодильники для скоропортящихся продуктов.
Позже открылись пекарни. Торговые точки наконец стали похожими на нормальные супермаркеты. Завозилось новое оборудование, изменялись витрины. Скудный ассортимент стал увеличиваться.
Примерно в это время участвовал в переговорах у них в офисе. Помню, что категорийщица запросила входной прайс в 50 евро за SKU. То есть, если хочу поставить в «Быстроном» 4 шоколадки, то мне предлагалось заплатить: 4 Х 25 (количество магазинов) Х 50 евро = 5000 евро за вход. Это было очень много.
Несмотря на все трудности во время кризиса, «Быстроном» легче всех выдержал удар. Как бы парадоксально ни звучало, но сеть выжила и сохранила стабильность по той же самой причине, по которой на протяжении долгого времени проигрывала конкурентам.
Компания не старалась прыгнуть выше головы, не ввязывалась в долговые обязательства перед банком, а постоянно работала над сервисом и качеством магазинов.
Сеть сохранила стабильность и возможность благополучно продолжать свой путь. Торговые точки компании медленно завоевывали город. Отсутствие долгов позволило справиться с кризисом, а в дальнейшем и конкурентами.
Хотя «Быстроном» всё ещё уступает многим магазинам федеральных сетей и выглядит не так ярко (концепция отстает от крупных игроков на 5-7 лет), там всегда высокая посещаемость. Ещё дело в том, что в Сибири живет довольно консервативный народ, который привязавшись один раз к бренду очень долго сохраняет лояльность к нему.
Будущее «Быстронома»
Начав со складских стеллажей и скромного ассортимента, супермаркет прошел огромный путь, меняясь вместе с рынком. Сегодня «Быстроном» остался единственным крупным родным ритейлом в Новосибирске.
В 2021 году «Быстроном» насчитывает 26 супермаркетов. Магазины расположены в семи городах Сибири: Новосибирске, Бийске, Томске, Бердске, Северске, Барнауле и Искитиме.
На самом деле, за 20 лет работы открыть 25 супермаркетов — очень скромное достижение. Более того, основная их часть находится не в особо видных местах. Весьма мал шанс встретить эти магазины просто прогуливаясь.
Итого
Радует. что сеть постепенно обновляется — появляются свои пекарни, кулинарии, колбасные и коптильные цеха. В магазинах даже расширили ассортимент готовой еды.
Как и раньше, цены «Быстроном» словно привязаны к «Ленте». Стоимость большинства продуктов находятся в том же ценовом сегменте как для клиентов с картой лояльности (с ней дают внушительную скидку до 15%), так и всех остальных.
Огромный плюс таких небольшой сети заключается в том, что в них довольно легко получается контролировать сервис, ассортимент, чистоту, персонал. Маленькие сетки более мобильны и знают все локальные потребности населения. В этом их преимущество перед пришедшими федералами.
Успешная торговая деятельность в 2020 году принесла компании прибыль в размере 42,7 млн рублей, при этом общая выручка за год составила 12 млрд рублей. Скромно но стабильно, собственно, это можно назвать девизом «Быстронома».