Найти в Дзене

Еще в начале XX века жители Китая считали именно Ваньли создателем Стены

Строительство Великой стены отразилось в сказах, плачах и преданиях. Известно сказание о молодой и красивой Мэн Цзяннюй, муж которой погиб во время строительства. Но она еще не знала о его гибели и отправилась к нему сама — с теплой одеждой на зиму. Услыхав о его смерти, она так горько рыдала, что отвалилась та часть стены, под которой был погребен ее муж. Несчастье Мэн Цзяннюй усугубилось еще и тем, что она понравилась императору, который захотел взять ее к себе. Притворно согласилась она на это предложение, чтобы достойно похоронить мужа, но потом бросилась в реку. В 210 году до н. э. император Цинь Шихуанди скоропостижно скончался, крестьяне подняли восстание, и династия Цинь пала. Императоры других династий тоже строили и укрепляли Великую стену, но был один император, который не уважал защитные функции Стены — это Тайцзуна из Танской династии. Он видел в ней только элемент «консолидации» страны и вслух отзывался о стене очень пренебрежительно. Своим генералам (которые шли на войну

Строительство Великой стены отразилось в сказах, плачах и преданиях. Известно сказание о молодой и красивой Мэн Цзяннюй, муж которой погиб во время строительства. Но она еще не знала о его гибели и отправилась к нему сама — с теплой одеждой на зиму. Услыхав о его смерти, она так горько рыдала, что отвалилась та часть стены, под которой был погребен ее муж. Несчастье Мэн Цзяннюй усугубилось еще и тем, что она понравилась императору, который захотел взять ее к себе. Притворно согласилась она на это предложение, чтобы достойно похоронить мужа, но потом бросилась в реку.

В 210 году до н. э. император Цинь Шихуанди скоропостижно скончался, крестьяне подняли восстание, и династия Цинь пала.

Императоры других династий тоже строили и укрепляли Великую стену, но был один император, который не уважал защитные функции Стены — это Тайцзуна из Танской династии. Он видел в ней только элемент «консолидации» страны и вслух отзывался о стене очень пренебрежительно. Своим генералам (которые шли на войну с тюрками) он говорил, что считает их «более эффективной Великой стеной». Он издал даже указ, запрещавший подданным без разрешения выходить за пределы Стены. Из-за этого указа в 629 году буддийский путешественник Сюаньцзан крадучись покинул страну под градом стрел пограничной охраны.

При монгольских ханах, основавших династию Юань и правивших Китаем целое столетие, роль Великой стены свелась к минимуму. Марко Поло, первый из европейцев описавший Китай, о ней даже не упоминает, а ведь к этому времени она еще не настолько пришла в упадок. Просто в эпоху Юань к ней относились как к бесполезному пережитку прошлого.

Все изменилось с изгнанием монголов и воцарением чисто китайской династии Мин: прежние границы страны были восстановлены, северная часть ее стала вновь проходить вдоль Китайской стены. В связи с близостью к северной границе столицы империи стены особенно сильно укреплялись.

С XV века начались основные работы по ее реконструкции, которые с перерывами продолжались свыше двух столетий. Своего размаха эти работы достигли в царствование Ваньли, одного из известнейших и могущественнейших минских императоров. Были укреплены, обновлены и заново воздвигнуты все сторожевые башни, в ряде случаев их модернизировали, снабдили дополнительными укрепленными подходами. Изменился и внешний вид стены: верхняя часть ее приобрела зубчатый бруствер. Камнями укрепили фундаменты там, где раньше этого не делали, поверхность облицевали каменными глыбами или большими кирпичами. Вдоль всей линии соорудили 1200 укрепленных фортов, некоторые сторожевые башни впервые были оснащены пушками, которые у китайцев получили название «Да цзянь-цзюнь» («Большой генерал»).

Еще в начале XX века жители Китая считали именно Ваньли создателем Стены, и даже ее китайское название «Ваньли чанчэн» расшифровывается именно как «Стена Ваньли». Однако со смертью этого императора ситуация изменилась. Силы империи были подорваны, наступил период упадка, на страну обрушились голод, бедствия, лишения. Нарушилось снабжение гарнизонов вдоль Стены, жалованье солдатам перестали платить, усилилось дезертирство, сторожевая система охраны Стены стала разрушаться.

Но зато стала возрастать ее роль как памятника прошлого, символа китайской цивилизации. И хотя многие участки стены рушились, приходили в упадок, но те, что располагались вдоль дорог — заботливо сохранялись и восстанавливались. Кто из иностранцев прибывал в Китай сухопутно — обязательно пересекал проход в Стене. И всегда это производило сильное впечатление на всех.

К Стене специально возили английского посла в Китае Маккартнея, хотя он прибыл морским путем. Он говорил, что если все 1500 километров Стена такая, как та часть, которую он видел, то это «наиболее изумительное произведение рук человеческих».