Найти тему
Amiz Club

Системы воспитания и их влияние на человека

С течением времени в каждом территориальном эпосе формировалась своя модель воспитания поколения. Все эти системы являли собой ожидание и имели определенную цель. Например модель воспитания спартанцев .
Система воспитания спартанцев начиная с 7-го по 9-й век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию. Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.
Образ жизни спартанцев:

  1. жизнь как в военном лагере;
  2. постоянные военные действия или подготовка к ним;
  3. дети не принадлежали своим родителям;
  4. полная изоляция от мира;
  5. незнания ремесел, наук.

К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом. Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.
Источник:

Спартанское воспитание как пример выращивания воинов, незнающих ремесел и наук. Эта модель воспитания имела своей целью получить человека с определенным набором качеств. Основной момент тут - цель была получить заученное поведение.

Двигаемся дальше, не по годам а по моделям воспиания, их было много, отбираем определенные их них для анализа.

Воспитание Рейха

Нацистский режим призывал немецких матерей игнорировать эмоциональные потребности своих детей: это помогало вырастить  жестоких солдат и последователей. Исследователи привязанности сообщают о возможных пагубных влияниях такого воспитания на следующие поколения.

В 1934 году врач-терапевт Иоганна Хаарер опубликовала книгу «Немецкая мать и ее первый ребенок» (Die deutsche Mutter und ihr erstes Kind). Это пособие определяло воспитание детей в Третьем рейхе. Всего было продано 1,2 млн экземпляров — половина из них после окончания войны. В этой книге Хаарер советовала воспитывать детей, избегая формирования привязанности. Не считалось проблемой, если ребенок плакал. Следовало избегать чрезмерной нежности любой ценой. Психотерапевты опасаются, что подобное воспитание повлекло за собой проблемы в эмоциональном развитии, которые впоследствии перешли к последующим поколениям.

Хаарер рассматривала детей, особенно младенцев, как помеху, желания которой нужно ограничивать. «Ребенок должен быть накормлен, вымыт и высушен; все остальное время держите его в одиночестве», — советует она. Она также рекомендовала изолировать детей на сутки сразу после рождения; вместо использования «упрощенного „детского языка”» мать должна  была разговаривать с ребенком только на «благоразумном немецком»; если младенец плачет, пусть плачет.

Время сна не было исключением. В книге «Немецкая мать и ее первый ребенок» Хаарер пишет: «Лучше всего, если у ребенка будет своя комната, где его можно оставить одного». Если ребенок начинает плакать, стоит игнорировать его: «Что бы ни случилось, не берите младенца из кроватки, не носите его, не убаюкивайте, не ласкайте, не держите на коленях и не кормите его грудью». Иначе «ребенок быстро поймет, что для привлечения внимания, заботы и сочувствия ему нужно только поплакать. Вскоре он будет требовать этого как обязанность и не оставит вас в покое, пока вы снова не успокоите его, не возьмете на руки или не погладите — так вырастет маленький, но непримиримый домашний тиран!»

Рекомендации Хаарер признавались нацистами и публиковались как научно подтвержденные. Исследования показали, что на самом деле предписания Хаарер травматичны.

Источник

Из этой статьи видно, что в рейхе осознавали необходимость воспитания и так же стремились вырастить поколение с определенными заученными поведенческими стандартами.

Продолжим без углублений в эту систему.

Система воспитания Макаренко: Как вырастить из ребёнка сильного и успешного человека

Итак, вот пять основных методов, которые позволили педагогу добиться таких результатов:

1. Коллектив

«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – утверждал Макаренко.

Воспитательный коллектив был основой методики педагога. В нём дети были связаны бытовыми, деловыми и дружескими целями. Это взаимодействие позволяло также развивать личность и индивидуальность каждого.

Таким образом, ученики учились находится в социуме и работать в команде, поддерживать и помогать друг другу. То есть дети ориентировались не только на получение выгод, но и на отдачу: не «вы мне должны, а я вам нет», а «мы помогаем друг другу».

2. Трудовое воспитание

Макаренко считал, что правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.

Педагог говорил: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности».

Производительный труд был частью воспитательной системы, так как психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.

В итоге его воспитанники обустроили натуральное хозяйство, чтобы прокормить себя, а также наладили производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах.

Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.

3. Самоуправление

При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Дети учились самостоятельности и ответственности.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.

«Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно системе Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

4. Знание своего дела

Макаренко говорил: « Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».

По его мнению, учитель должен быть внимательным и искренним, так как дети различают фальшь.

5. Дисциплина

По мнению педагога, дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а его результат. То есть, если выполняются все первые четыре пункта, то дисциплина возникнет сама собой и будет поддерживаться самим коллективом.

«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

Как применить метод Макаренко в семье, школе и бизнесе

Система воспитания великого педагога подходит не только для колоний со сложными детьми, но также для современных школ, каждой отдельной семьи и даже в развитии бизнеса.

Распределение элементарных обязанностей между сотрудниками, учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых младшие и старшие должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.

Такой подход поможет им выработать дисциплину, умение брать на себя ответственность и силу воли – те качества, которые точно помогут добиться успеха в жизни любому человеку.

Источник

Вот три примера модели воспитания человека. В каждом из них имеется цель ( получить определенно мыслящего человека для достижения определенных целей ), методы для достижения и способ внедрения в повседневность. Теперь зная о том, что формировать поведение можно при помощи систем воспитания посмотрим на современную модель воспитания о стирании гендеров.

Эта система имеет авторов, имеет цель и готовит поколение под определенные обстоятельства. Не будим углубляться и в этот процесс имеющий свою цель. Ключевым посылом тут является то, что стирание гендера имеет цель.

Вывод из вышеперечисленного: система воспитания имеет цель. Встреча людей воспитанных в разных системах жизненных ценностей порождает различные реакции. Найдите себя и никому не отдавайте.