Найти в Дзене

Мировые сдвиги. Тезисно о главном. Нетривиальный взгляд.

Авторский взгляд.

1) Ближний Восток, дембельский аккорд. Выход Штатов из ловушки «бесконечных войн» в середине Евразии можно и нужно рассматривать не как поражение, а как перегруппировку для подготовки в куда более масштабном противостоянии, которое готовится на Тихом океане.

За спиной у них останется относительно замиренный край. Стоит принять во внимание, что уже почти полностью иссяк эффект и от пресловутой «арабской весны», последние всплески которой наблюдались два года назад в Алжире и Судане, где рухнули, правившие много лет, диктаторские режимы Абдельазиза Бутефлики и Омара Аль-Башира.

Кроме того, все страны Персидского залива прекрасно понимают, что вся их торговля зависит исключительно от доброй воли Дяди Сэма, военно-морские силы которого контролируют всё судоходство в регионе и мире. Без разрешения Пентагона СПГ из Катара и нефть из Саудовской Аравии и ОАЭ никуда не поплывут. Это очевидно.

2) Тихий океан - 1. Ещё в прошлом месяце филиппинские власти уничтожили сразу двух главарей местного подполья – исламистского и маоистского направлений. Это явный успех накануне открытого столкновения с Китаем. Однако с перевооружением ВВС у Манилы не задается.

Немало трудностей для приобретения истребителей Lockheed-Martin F-16 Block 70/72. Банально нет денег. Однако без этих самолетов ВВС островной страны можно считать фактически несуществующими. Конечно, филиппинцы грозились приобрести более дешевый, но менее эффективный Gripen, однако такая замена очень так себе. Филиппинских ВВС сегодня практически не существует. Отбивать Риф Скарборо у китайцев банально нечем.

3) Россия и АТР. Китайцы снова не пускают российские продукты к себе на рынок. Тут неплохо бы переключиться на японский рынок, однако отношения со Страной восходящего солнца продолжают портиться. Это скажется на торговле - неизбежно.

К тому, же японцам есть кому поставить продукты питания. Например, объем экспорта сельскохозяйственной продукции из США в Японию в 2019 году составил 12 миллиардов долларов – для Штатов это 4-й по величине рынок экспорта сельскохозяйственной продукции. Ведущие категории экспорта включают: кукурузу (2,0 миллиарда долларов), говядину и продукты из говядины (2,0 миллиарда долларов), свинину и продукты из свинины (1,5 миллиарда долларов), сою (965 миллионов долларов) и пшеницу (608 миллионов долларов).

Всё это доставляется в страну под защитой могучих военно-морских сил США. В Штатах посевные площади пшеницы, риса и много другого зарезервированы именно под нужды страны восходящего солнца.

4) Тихий океан - 2. В свете вполне возможного прямого военно-морского конфликта в Азиатско-Тихоокеанском регионе на первый план выходят перспективы блокады торгового флота Поднебесной со стороны Соединённых Штатов и их союзников. Недавнее создание альянса США, Великобритании и Австралии – AUKUS – лишь последний из серии шагов в указанном направлении. В этом смысле морская блокада – единственный вариант разгромить Поднебесную военным путем, в условиях, когда наземное вторжение исключено, а ядерная война никому по-настоящему не нужна.

И да, любая стратегия базируется, прежде всего, на географии. И любое «горячее» столкновение с США для КНР – это, прежде всего, восточный и южный военно-морской театр. То есть, огромная дуга от Японского моря, до Малаккского пролива.

-2

5) Тайвань и не только. Важно понимать, что все вооруженные конфликты являются следствием неразрешимых противоречий. Судьба Тайваня – как раз из таких, хотя конфликт тут не из-за него. Равно как и вторая мировая не началась из-за Данцига.

6) Конфликт США-Китай при переходе к открытой войне чреват эскалацией на Южно-Китайское море. Тайвань владеет частью островов Спратли.

Однако здесь вступает множество факторов. В первую очередь – индонезийский. Самая могущественная страна Юго-Восточной Азии едва ли обрадуется продвижению другого исполина к своим границам.

Антикитайские настроения тут очень сильны. Достаточно вспомнить о массовых китайских погромах с тысячами жертв, которые происходили параллельно с протестами, которые привели к свержению диктатора Сухарто в 1998 году.

7) СМИ, настроения, и Азия. Заокеанское общественное мнение уже достаточно сильно заряжено против Китая. Возникший в городе Ухань коронавирус, унес жизни большего числа американцев, чем все войны Соединенных Штатов, начиная со второй мировой включительно, а во время кабульского кризиса в минувшем августе в Твиттере только ленивый не вспоминал о поддержке талибов (Талибан – запрещенная в России организация) Пакистаном, ближайшим союзником КНР.

Солдаты армии Тайваня
Солдаты армии Тайваня

Нет сомнений в том, что при появлении в мировых СМИ заголовков о «нападении коммунистов на Тайвань», нужный градус гарантируют, пусть часть обывателей и до сих пор путает Тайвань с Таиландом (где многие американцы любят отдыхать).

8) КНР. Мягкая сила. Хотя Ближний Восток или Латинская Америка активно торгуют с Китаем, многим не по душе тот образ будущего, который он продвигает. И этот ценностный разрыв в критической ситуации способен склонить чащу весов в строго определенную сторону. Даже в Сингапуре, население которого почти на 80% состоит из этнических китайцев, потомков эмигрантов из Поднебесной, со значительным недоверием относятся к Пекину.

Китай почти не имеет дееспособных инструментов продвижения «мягкой силы». Это тем более поразительно, что даже сравнительно небольшие Япония и Южная Корея успешно продвигают свою медиа-продукцию не только в Азии, но и в других частях света. Китайские же аналоги остаются продуктом строго для национального употребления.

Не забудь поставить лайк! Это важно для продолжения работы!!!