Найти в Дзене

Русско-тлинкитская война 1802-1805 годов.

Традиционно считается что войны с индейцами Северной Америки, это история англичан, испанцев, французов, но свою лепту в противостояние белого человека и краснокожих внесла и Россия. В начале XIX века жестокая и затяжная война с индейцами разразилась у побережья Аляски, где колонисты Российско-Американской компании схлестнулись в боях с тлинкитами. Начало русской экспансии в Новом Свете было положено еще Петром Великим, однако, царь-реформатор не успел увидеть воочию результаты своей задумки по превращению России в межконтинентальную империю. Петр скончался через несколько месяцев после подписания указа о организации Первой Камчатской экспедиции, одной из главных целей которой было проложить короткий путь между Азией и Северной Америкой. Только в августе 1732 года, бот «Святой Гавриил» под командованием Ивана Федорова и Михаила Гвоздева сумел подобраться достаточно близко к Аляске, чтобы увидеть ее берег. Еще через 9 лет, пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» Беринга и Чирикова
Оглавление

Традиционно считается что войны с индейцами Северной Америки, это история англичан, испанцев, французов, но свою лепту в противостояние белого человека и краснокожих внесла и Россия. В начале XIX века жестокая и затяжная война с индейцами разразилась у побережья Аляски, где колонисты Российско-Американской компании схлестнулись в боях с тлинкитами.

Начало русской экспансии в Новом Свете было положено еще Петром Великим, однако, царь-реформатор не успел увидеть воочию результаты своей задумки по превращению России в межконтинентальную империю. Петр скончался через несколько месяцев после подписания указа о организации Первой Камчатской экспедиции, одной из главных целей которой было проложить короткий путь между Азией и Северной Америкой. Только в августе 1732 года, бот «Святой Гавриил» под командованием Ивана Федорова и Михаила Гвоздева сумел подобраться достаточно близко к Аляске, чтобы увидеть ее берег. Еще через 9 лет, пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» Беринга и Чирикова прошли вдоль Северо-Западного побережья североамериканского континента и вернулись на Камчатку с вестью, что открытые ими земли просторны, изобилуют лесом и пресной водой, а также населены многочисленными племенами аборигенов.

Но главным богатством «Русской Америки» и окрестных островов были не леса и реки, а мех. И Аляска, и Командорские и Алеутские острова буквально кишели пушными животными, среди которых особенно выделялись «морские выдры» — каланы. Шкуры этих зверей очень ценились и приносили огромный доход. На восток от Камчатки потянулись промысловые караваны русских купцов. Уже в 1763 году Степан Глотов достиг острова Кадьяк, расположенного вплотную у берегов североамериканского континента. В 1783-1786 годах, купец Григорий Шелихов заложил в «Русской Америке» целый ряд поселений, в том числе и на Кадьяке, который постепенно стал главным форпостом колонизации.

В 1799 году император Павел подписал указ о создании Российско-Американской компании, которая стала олицетворять собой всю политику Российской империи в американских владениях в ближайшие более чем полвека.

Русским удалось подчинить себе жителей Алеутских островов и Кадьяка без особых проблем. Сопротивление островитян, даже если оно и возникало, довольно быстро и крайне жестоко подавлялось силой русского оружия, алеуты и кадьякцы склонились перед мощью пришельцев, полностью подчинившись власти России. Частично смешавшись с русскими, они стали играть ключевую роль в промысле пушнины, набирались в байдарочные флотилии и местное ополчение.

С индейцами дела обстояли совсем по другому. Наиболее многочисленные из них были известны под названием «тлинкиты», а русские называли их «колюжами» — от слова «калужа», деревянная пластина, которую индейские женщины вставляли себе в нижнюю губу.

В июне 1792 года отряд индейцев атаковал русских промышленников на острове Нучек. В тяжелом бою русским удалось отразить нападение, но то было только начало противостояния. Летом 1802 года мелкие стычки и пробные атаки наконец вылились в большую войну. Объединенные силы индейских кланов напали на крепость Святого Архистратига Михаила на острове Ситка и предали ее огню, параллельно разгромив несколько русских промысловых партий.

Причины войны:

Долгое время историки трактовали причины начала русско-тлинкитской войны крайне односторонне. Вина за кровопролитие спихивалась то исключительно на «природную кровожадность» индейцев, то на «алчность» русских, а иногда даже на английских и американских торговцев, которые якобы подбивали туземцев на вооруженное выступление против РАК, чтобы избавиться от конкурентов.

Первая причина — экономическая. Бесконтрольный промысел русскими калана разрушил привычные экономические и торговые связи индейцев. Некогда богатые кланы, процветавшие за счет торговли мехами (в том числе и с англо-американцами), обеднели, не в силах выдерживать конкуренцию с русскими промысловыми партиями. При этом русские не давали индейцам ничего взамен — торговые отношения между РАК и тлинкитами были развиты крайне слабо.

Вторая причина — культурно-идеологическая. В тлинкитских легендах и преданиях содержатся многочисленные свидетельства постоянных мелких ссор и препирательств с русскими, а также примеры тех «обид и притеснений» которые неизбежно возникали при столкновении двух кардинально различающихся культур. Особую ярость индейцев вызывали настойчивые приставания к их женщинам, которые иногда выливались в изнасилования. Эти же данные подтверждаются и русскими источниками.

Подстрекательство к войне со стороны англичан и американцев, которые активно торговали оружием, порохом, спиртом и прочими "благами цивилизации" у берегов Аляски, причем как с русскими, так и с тлинкитами. Активизация военных действий была в определенной степени выгодна англосаксам — ведь тогда они могли бы сбывать больше оружия и боекомплекта к нему.

Боевые действия:

В июне отряд в 600 индейцев напал на Михайловскую крепость (крепость Святого Архистратига Михаила, на острове Ситка). Они атаковали крепость, в которой оставалось около 15 человек. Через день индейцы уничтожили несколько партий добытчиков около 200 человек.

Утрата Ситки была тяжелейшим ударом для русских колоний и лично для губернатора Аляски А.А. Баранова. Общие потери Российско-американской компании составили 24 русских и 200 союзных русским алеутов.

В форпост русской колонизации в Америке на острове Кадъяк в ноябре 1802 года прибыла шестипушечная бригантина «Св. Елизавета», что остановило индейцев от дальнейшего штурма русских колоний. Зимой 1803—1804 годов индейцы напали на два русских разведотряда в бассейне реки Коппер.

В 1804 году А.А. Баранов двинулся из Новороссийска (Славороссия) на завоевание острова Ситки. В его отряде было около 150 русских и 500—900 алеутов на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав». В сентябре А. А. Баранов достиг острова Ситки. Здесь он обнаружил шлюп «Нева» Ю.Ф. Лисянского, который совершал кругосветное плавание. Индейцы выстроили деревянную крепость, в которой засело около сотни бойцов. Русские, обстреляв из корабельных орудий поселение, начали штурм, который, однако, был отбит. Во время него Баранов был ранен . Однако осада и артиллерийские обстрелы продолжались. Осознав бесперспективность сопротивления, индейцы покинули свою крепость. В покинутом укреплении нашли около 30 убитых индейцев. 8 октября 1804 года над туземным поселением был поднят русский флаг. Началось строительство форта и нового поселения. Вскоре здесь вырос город Ново-Архангельск. Потери русских составили около 20 человек.

20 августа 1805 года тлинкиты сожгли Якутат (русская крепость) и перебили остававшихся там русских. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжёлым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки. Победа воодушевила и объединила тлинкитов, они решили напасть на Константиновскую крепость в посёлке Нучек, но были разгромлены.

В дальнейшем с индейцами удалось заключить перемирие. В результате нападений индейцев были уничтожены 2 русские крепости и селение в Юго-Восточной Аляске, погибло около 45 русских и более 230 туземцев. Всё это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе архипелага Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски. Однако после прекращения промысла в угодьях индейцев отношения несколько улучшились и РАК возобновила торговлю с тлинкитами и даже позволила им восстановить родовое селение возле Новоархангельска.