Мало кто не слышал о капитане Джеке Воробье – главном персонаже «Пиратов Карибского моря», роль которого сыграл Джонни Депп. Образ своего героя он создал, ориентируясь на Кита Ричардса, гитариста группы «Роллинг Стоунз». Впоследствии Кит появился во франшизе в роли пиратского капитана Тига, отца Джека. Однако сам фильм был снят на основе аттракциона в Диснейленде. Вероятно, его авторы ориентировались на другой реальный прототип – капитана Джека Уорда, известного под прозвищами Шарки – Акулка и Берди – Птичка. Если верить BBC, у него было и третье прозвище – Воробей.
О юности Уорда известно, в основном, из записок, оставленных его товарищем по пиратской команде. Родился будущий капитан около 1553 года в графстве Кент, на юго-востоке Англии. Мальчик из бедной семьи трудился на добыче и переработке рыбы – тяжелый и грязный промысел. Может, он бы так состарился в безвестности и нищете, но, на его счастье, началась война между Испанией и Англией. В 1588 году испанцы отрядили против своих врагов Великую Армаду – грандиозный флот, насчитывавший около 130 кораблей. Домой после битв и штормов вернулось меньше половины. Ответная армада англичан, посланная в следующем году к берегам Испании, тоже потерпела поражение. Куда успешнее гигантов оказывались мелкие каперы – авантюристы, в обмен на 15 процентов дохода получавшие от правительства лицензию грабить корабли вражеских государств. Самым известным капером был сэр Фрэнсис Дрейк. Джек Уорд преуспевал на этом поприще, пока новый король Англии Яков I в 1604 году не заключил мир с Испанией. Оставшись без работы, Джек устроился в военный флот на корабль «Львенок», но вскоре не выдержал казенной жизни и копеечного жалованья.
– Какие же были деньки, когда мы могли петь, материться, бухать, трахаться и убивать так легко, как прихлопывать мух? – так передает слова Джека его знакомый Эндрю Баркер. – Когда целое море было нашей империей...
Вместе с товарищами он украл из портсмутской гавани барк и ударился во все тяжкие. Беглецы избрали Уорда капитаном – это был один из самых ранних случаев, когда пираты выбрали своего вожака. Вместе они отправились на остров Уайт, где захватили корабль «Вайолет», ожидая найти в трюме сокровища ненавистных католиков, которые те собирались перевезти из Англии во Францию. Слухи о золоте и драгоценностях не оправдались, но капитан Джек не отчаялся. С помощью «Вайолет» он захватил куда большее французское судно и отправился в Средиземное море.
Объявленный вне закона европейскими странами пират искал поддержки в Оттоманской империи, в то время простиравшейся почти на весь север Африки. Первый блин вышел комом – в Алжире несколько моряков были арестованы, поскольку недавно город атаковали другие англичане, и выходцев из Туманного Альбиона там недолюбливали. Уорд переместился в марокканский порт Сале – корсарскую столицу Средиземноморья, а затем договорился со знаменитым Усман Деем, командиром янычар. Тот был, по сути, реальным властителем Туниса при формально правящем паше. Усман Дей и сам прошел путь от сапожника до правителя, а потому легко нашел с честолюбивым капитаном общий язык. Так Джек Уорд обосновался в Тунисе. За это Усман Дей получал десять процентов добычи капитана. И Джек не подвел. Он постоянно возвращался с трофеями. На доходы от пиратства капитан возвел роскошный дворец, «украшенный мрамором и алебастром», который, по отзыву современника, «больше подошел бы князю, нежели пирату». Он был ярко и экстравагантно одет, ему прислуживали два личных повара, а специальный человек пробовал еду заранее, чтобы командира не отравили. Корсар Уорд купался в роскоши, но главный его триумф был впереди.
26 апреля 1607 года между турецким берегом и Кипром капитан Джек заметил «огромное торговое судно водоизмещением в 14 или 15 сотен тонн». Это была венецианская «Реньера е Содерина». Сам он располагал тремя кораблями, самый крупный из которых был 400тонным. Во время трехчасового сражения гигантская «Реньера е Содерина» так и не смогла попасть в маневренные пиратские суденышки, а ее корпус был продырявлен в пяти местах. Капитан Джек лично возглавил абордаж. Добыча, по разным оценкам, составила от полумиллиона до двух миллионов фунтов стерлингов. Венецианцы были в ярости. Посол республики в Лондоне даже всерьез обсуждал объявление войны Англии из-за проделок Джека. В переписке он называл его «самым большим мерзавцем, когда-либо отплывавшим из Англии».
Увы, главная победа Уорда обернулась его самым горьким поражением. Капитан Джек переоснастил «Реньеру е Содерину» в Тунисе и отправил ее в первое корсарское плавание. Однако переделка по его проекту пушечной палубы так ослабила судно, что оно не выдержало шторма, раскололось и затонуло. Погибло больше 350 человек. Капитан спасся и на вспомогательном корабле вернулся в Тунис. Жители встретили Уорда ненавистью и презрением, обвиняя в бесславной гибели своих родственников и друзей. Раньше на дурные привычки капитана закрывали глаза, теперь они вызывали общее осуждение. Английский матрос, видевший Джека Уорда в 1608 году, описывает его как «почти облысевшего седого коротышку», который «говорит редко и, в основном, ругается, пьян с утра до ночи, дурак и идиот вне своей профессии».
Чтобы укрепить свои позиции в Тунисе, в 1610 году капитан и вся его команда приняли ислам. Сам Джек сменил имя и стал зваться Юсуф Раис. Впрочем, у перехода в магометанство были не только имиджевые плюсы – вскоре он завел вторую жену-итальянку, так и не разведясь с первой, которой он продолжал посылать деньги в Англию. В 1612 году капитан окончательно сошел на берег. Награбленного хватило ему, чтобы жить в роскоши до конца своих дней. В 1622 году старик умер – скорее всего, он стал одной из многих жертв эпидемии чумы.
Еще при жизни Джек Уорд стал героем всевозможных пьес, баллад и памфлетов. Многие в Англии осуждали его за отказ от христианства, но для простых людей он представлялся эдаким морским Робин Гудом, который ловко топил огромные вражеские суда, не трогая соотечественников. Скорее всего, именно он – герой известной баллады «Капитан Уорд и «Радуга»». Ее заглавный персонаж обращается к английским морякам, безуспешно пытавшимся его поймать: «Передайте королю: он правит сушей, а Уорд будет править морями!» Эта фигура – то демонизируемая, то романтизируемая – волновала людей столетиями, так что высказанное в материале BBC History Magazine предположение, что именно Джек «Птичка» Уорд стал прототипом Джека Воробья, выглядит вполне убедительным.