Найти тему
Киноа: кино + архитектура

«Дело» Алексея Германа-мл. про домашний арест в Комарово (и не на недельку до второго)

Немного предыстории. О том, как критики первоначально приняли новый фильм Алексея Германа-младшего, я писала здесь. Приняли хорошо, ведь всё, что отобрано Каннским фестивалем, у нас принято хвалить. Но не тут-то было. Алексею Герману не повезло: у него в наличии оказалось чувство юмора. Он имел неосторожность упрекнуть одну кинокритикессу, за что поплатился чередой резко критических, даже обличительных статей в свой адрес.

В местном кинотеатре «Дело» шло в прокате, и одним осенним пандемийным днем я все-таки решила сходить и посмотреть. В зале сидел еще один человек. Сидел тихо, я тоже — так мы досидели до конца, молча, изредка хихикая. Фильм оказался не так плох, как рисовали пламенные защитники поруганной кинокритической чести. Актеров минимум, все играют естественно, живо, и даже Александр Паль вполне приемлем.

-2

Дело разворачивалось то ли в Репино, то ли в Комарово, тоже в осенних декорациях, на самоизоляции (фильм рассказывает историю домашнего ареста университетского профессора, от которого потом все отвернулись). В экстерьере — малоэтажный многоквартирный дом, уютный провинциальный двор с чудом сохранившимся железным Лениным, а в интерьерах — традиционный гуманитарный беспорядок, в котором можно обнаружить и старые носки, и тарелку супа, и японскую гравюру.

Профессор в ненавязчивом исполнении Нинидзе не сдается, хотя время от времени почти готов пойти на сделку со следствием. Его поддерживает старая больная мать (хрипящая Хайруллина в модных балахонах), тетенька-адвокат (Михалкова), беременный доктор (Ходченкова), да и следователь (Паль) с соседями, студентами и бывшей женой тоже, в общем-то, «за». Ну а что, все же понимают, что чиновники воруют, и надо как-то противостоять. Только вот противостояние в той форме, какую выбирает наш филолог, в которого, кажется, влюблены все женщины этого фильма, обречено на провал с самого начала.

-3

«Дело» показывает всю бесполезность такого рода «борьбы», ее неподготовленность и даже комичность. Если угодно, это вполне реалистичный портрет небольшой, но громкой категории людей, которые хотят «что-то делать», выступают «за всё хорошее», только толку от их усилий — ноль. Лишь здоровье свое подрывают, отравляют жизнь близким и ноют, ноют, ноют — вплоть до нервного срыва.

Да, в «Деле» ощущается несколько охранительский посыл, когда Паль говорит: ну а что вы хотите, революцию, что ли, это ж ни к чему хорошему не приведет. Да, не приведет, потому что выкладывать даже в самый интеллектуальный фейсбук пошловатые карикатуры — это никакая не революция. В этом смысле фильм получился честным, умным и даже симпатичным, со своей атмосферой, загородной, осенней, вполне в духе времени.

Приятного просмотра!