Найти в Дзене
В движении

Московскому троллейбусу 88 лет

Троллейбус испытывался в Санкт-Петербурге ещё в 1902 году, однако, в отличие от других стран регулярного движения в России не было. К слову, существовали планы по строительству линии вдоль берега Чёрного моря, но и тут до реализации дело не дошло.

http://cdn.motorpage.ru/Photos/300/Data_v_istor.jpg
http://cdn.motorpage.ru/Photos/300/Data_v_istor.jpg

После революции было не до электротранспорта. Через 2 года после начала строительства московского метрополитена, в 1933 по инициативе Л. М. Кагановича была запущена первая в СССР троллейбусная линия.

Первый троллейбус в Москве и СССР в целом в первый день работы. Фото Анатолия Егорова
http://getmuseum.ru/istoriya_trolleybusa
Первый троллейбус в Москве и СССР в целом в первый день работы. Фото Анатолия Егорова http://getmuseum.ru/istoriya_trolleybusa

15 ноября был открыт маршрут от Белорусского вокзала, что на Тверской Заставы до села Всехсвятское, теперь это район Сокол.

Фото из Российского архива кинофотодокументов.
Фото из Российского архива кинофотодокументов.
Фото: Анатолий Гаранин
visualrian.ru
Фото: Анатолий Гаранин visualrian.ru

После, сеть разрасталась, в 1936 троллейбус вытеснил с Садового кольца трамвай.

Фото: Д. Чернов
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15038239
Фото: Д. Чернов http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15038239

Появились и двухэтажные троллейбусы.

https://ourussr.ru/
https://ourussr.ru/

После началась война, все автобусы ушли на фронт, метрополитен зачастую служил укрытием, трамвай взял на себя грузовые перевозки, и основным видом общественного транспорта стал именно троллейбус.

Июнь 1941. Photo: Margaret Bourke-White
Июнь 1941. Photo: Margaret Bourke-White

1942 год. Фото: Струнников С.Н.Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19191868
1942 год. Фото: Струнников С.Н.Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19191868

После войны троллейбус развивался быстрее трамвая, строились новые линии, сеть стала иметь ту конфигурацию, которую имела до недавних пор. Строились новые линии по длинным проспектам, от окраин к центру.

Автор Шранглер Ш.
Автор Шранглер Ш.

В пределах Садового кольца троллейбус стал главным видом общественного транспорта, после метро. Трамвай продолжал органично дополнять своего собрата.

Фото: Roy Makewell
Фото: Roy Makewell

Троллейбус имел важную роль в поворотом фрагменте истории России. Рогатые служили заградительным сооружениями во время путча в 1991 году.

https://aif.ru/politics/opinion/chto_skazhet_dyadya_vanya_kto_idyot_na_smenu_pokoleniyam_hh_v
https://aif.ru/politics/opinion/chto_skazhet_dyadya_vanya_kto_idyot_na_smenu_pokoleniyam_hh_v
https://www.drive2.ru/b/570903546732479853/?tz=nsk
https://www.drive2.ru/b/570903546732479853/?tz=nsk

В Свободной России троллейбус сохранял свою важную роль, обновлялся подвижной состав, был построен новый троллейбусный парк в Новокосино.

https://www.livejournal.com/media/217049.html
https://www.livejournal.com/media/217049.html

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ru%20wiki/303007
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ru%20wiki/303007

С приходом мэра Собянина принят курс на ликвидацию троллейбусного движения. Первое время это никак не проявлялось, было закуплено более 300 новых единиц техники, в 2013 году даже была открыта новая линия - линия по улице Маршала Покрышкина.

Тверская улица. https://pravdapfo.ru/sites/default/files/transport.jpeg
Тверская улица. https://pravdapfo.ru/sites/default/files/transport.jpeg

Несмотря на это, в 2015 году был закрыт маршрут 25, затем началась активная фаза ликвидации системы.

Испытание троллейбуса-дуобуса. http://saroavto2.blogspot.com/2016/07/25.html?m=1
Испытание троллейбуса-дуобуса. http://saroavto2.blogspot.com/2016/07/25.html?m=1

Так называемым "чёрным днём" столичного троллейбуса стало 2 мая 2016 года, тогда было закрыто 6 маршрутов. 7 июля закрыты маршруты подходящие по Садовому кольцу, в том числе легендарный маршрут Б, так называемая "Букашка". Против этого общественность не могла молчать. Фонд "Городские проекты" развернул масштабную кампанию против ликвидации троллейбуса в центре. Были собраны десятки тысяч подписей, которые после отнесли в мэрию; раздавали газеты с разъяснениями неправоты столичных властей; сняты видеоролики, озвученные легендарными дикторами Игорем Кирилловым и Анной Шатиловой в поддержку троллейбуса; также Игорь Кириллов озвучил рекламный ролик для радио, призывающий москвичей выступить против уничтожения этого вида транспорта.

-17
Фото взято с сайта Трансфото, автор verbounty.
Фото взято с сайта Трансфото, автор verbounty.

Было закуплено 44 новых троллейбуса, но маршруты и парки продолжались закрываться.

Фото взято с сайта Трансфото, автор Александр Марьянович.
Фото взято с сайта Трансфото, автор Александр Марьянович.

В период с 2016 года против ликвидации троллейбуса выступал фонд "Городские проекты", члены партии "Яблоко" и КПРФ, представители Green Pease, транспортные эксперты, среди которых всемирно известный Вукан Вучик, а также другие эксперты, в том числе члены Международного Союза Общественного Транспорта (МСОТ), в Мосгордуме провели 2 круглых стола. Проходили митинги, было создано движение "Москвичи за троллейбус".

Москвичи встали на защиту троллейбусов. https://www.bfm.ru/news/345205
Москвичи встали на защиту троллейбусов. https://www.bfm.ru/news/345205
Фото взято с сайта Трансфото, автор avedavid. Участники шествия в поддержку Московского троллейбуса, организованного общественным комитетом "Москвичи за троллейбус" совместно с ЛКСМ РФ и КПРФ. Демонстранты прошли от Большой Якиманки до Театральной площади скандируя и требуя сохранить троллейбусное движение. 1 мая 2017 года.
Фото взято с сайта Трансфото, автор avedavid. Участники шествия в поддержку Московского троллейбуса, организованного общественным комитетом "Москвичи за троллейбус" совместно с ЛКСМ РФ и КПРФ. Демонстранты прошли от Большой Якиманки до Театральной площади скандируя и требуя сохранить троллейбусное движение. 1 мая 2017 года.

Несмотря на все усилия, в ночь с 24 на 25 августа троллейбусное движение в столице России, в городе, с некогда самой большой сетью в мире, было прекращено.

Фото взято с сайта Трансфото, автор lav-modelist.
Фото взято с сайта Трансфото, автор lav-modelist.

4 сентября открыт новый маршрут "Т", имеющий 8 остановок. 4 км контактной сети самого маршрута и около 20 служебной, один парк, 4 троллейбуса - это всё, что осталось от 100 маршрутов, 600 км контактной сети, 9 парков и 1600 троллейбусов. Кстати в лучшие годы троллейбусов было около 2000.

Фото взято с сайта Трансфото, автор Игорь Сериков.
Фото взято с сайта Трансфото, автор Игорь Сериков.

Но мы верим, что московский троллейбус обязательно вновь станет крупной системой. Один из символов Москвы вновь воспрянет.

С Днём рождения, московский троллейбус.

Москвичи, гости столицы, неравнодушные граждане, и те, кому не всё равно на судьбу того, что по праву символ столицы - за троллейбус.

Фото взято с сайта Трансфото. Автор фото: Виталий Белоусов, visualrian.ru
Фото взято с сайта Трансфото. Автор фото: Виталий Белоусов, visualrian.ru
Фото взято с сайта Трансфото, автор Андрей Лазарев.
Фото взято с сайта Трансфото, автор Андрей Лазарев.

Москвичи за троллейбус.