130 часов записей голоса Александра Галича и еще примерно столько же часов живых выступлений, как правило, на небольших площадках… Это часы жизни драматурга, писателя, поэта и барда, в которые он мог ощущать пусть и не полную, но свободу. А все ли мы свободны сейчас?
Стоим мы на том рубеже,
Где тело – как будто не тело,
Где слово – не только не дело,
Но даже не слово уже.
Как ни странно, но эти строки отражают действительность многих людей. Казалось бы, сейчас нет такой строгой проверки, как при жизни Галича, открыты много газет и журналов, блогов и социальных сетей, где люди пишут все, что угодно. Множество театров, клубов и концертных площадок, которые надо каким-то образом наполнить деятельностью. Отказали в одном, ну и что? Быстро найдем другой для своих, порой, банальных и полных фальши произведений. Но… постоянный круговорот дел, часто навязанный, начальством, политикой и даже модой, определенной средой жизнедеятельности, отнюдь не делают человека свободным. Что это? Совпадение? А может время изменило свой бег, как говорят люди? А нет, господа присяжные, это институты управления сознанием человека работают, просто видоизменились.
Тоталитарный режим СССР, от которого пострадал Галич прошел, но контроль остался. Незаметно исчезают через чур неудобные властям темы на форумах.
Театральные пьесы и кино, которые хоть чуточку показывают реальность, тут же обработают критики так, что смотреть никто не захочет. А чтобы получить более правдоподобную информацию про то или иное событие, человеку мало посмотреть новости, ему надо проштудировать и профильтровать интернет, потом сопоставить информационные источники, включив мозги, и вот где-то в серединке найдется правда. Многие ли пойдут на такой трудоемкий труд? Нет. Им проще поверить в ярко преподнесенный сюжет. Но Галич не хотел лжи, не желал он красивых пустословий про хорошую и великую власть. Александр стремился, как можно ярче, показать заслуги простого народа в переломной для него «Матросской тишине», которую он начал писать в победном 1945 году. Современники до сих пор не поняли, чем не угодила пьеска с патриотическим уклоном. Патриотизм тогда процветал…однако оказалось нельзя было хвалить простой народ, так же, как и сейчас. Олимпиаду ведь выиграл господин Путин, как же без него бы справились? Великую отечественную войну выиграл же товарищ Сталин, а его промахи не считаются, что ж…, с кем не бывает?
Однако… 130 часов… Галич играл и жил в каждой песне. Он не смог работать в театре, ни на родине, ни на чужбине. Но он пел, и его исполнения никто не повторит. Каждая песня – маленькая постановка. Вот цепляющая слух завязка: «шел дождь, скрипело мирозданье…», далее развивается действие «за ним приехало такси…», тут есть и кульминации, а далее следует обязательная финальная развязка: «…стоял последний провожающий / в кругу бессменных стукачей». Это один из его последних стихов еще раз нам показывает, что настоящий театр был у Галича, когда он писал не для сцены, а просто для своей гитары. В его поэзии часто слышится театр песни и отчаяния, или как любил говорить сам Александр Галич «театр одного актера», который нынче стал довольно популярным.
Александр мечтал вернуться на родину, которую он бесконечно любил, несмотря на то, что она его отвергла, как многих оппозиционеров. Он вернулся через книги, песни, которые вполне доступны каждому человеку через интернет.
Все-таки 130 часов… это не так уж и мало….