Мне лично сразу же на ум приходит фильм «Белое солнце пустыни», где тов. Сухов как раз занимается освобождением женщин Востока, воюя с их мужем по имени Абдулла.
Картина развлекательная, но идеологии в ней тоже хватает. Сухов – вежливый красноармеец, у которого в России есть любимая женщина, он о ней постоянно вспоминает, при этом он делает всё, чтобы жены жестокого Абдуллы стали свободными.
Я не буду в деталях разбирать фильм. Просто навожу на мысли. Если кому-то кажется, что «Белое солнце пустыни» - это просто легкое кино с забавным сюжетом, то пересмотрите, пожалуйста, ленту еще раз.
Идеологии там хватает. Я не осуждаю. В целом фильм получился прекрасным, в том числе и по идеям.
Говорить об «освобожденных женщинах Востока», опираясь только лишь на художественную картину, – это неправильно. Идем дальше!
Всё началось раньше
Исследователи Р. Мирмаматова и И. Мамадалиев в 2014 году выпустили публикацию, в которой была опубликована такая мысль: процесс «раскрепощения» восточных женщин начался еще в 19 веке, когда существовала Российская империя. Только проблемой занимались не наши чиновники, не царь. Всё происходило на местах. И, в большей степени, под воздействием Турции. Именно в стране, куда сейчас очень любят ездить русские туристы, по мнению указанных ученых, начались процессы «демократизации» женщин. Прекрасному полу стали многое дозволять. Вся эта «мода» перекинулась на другие мусульманские государства. Естественно, в разных странах процессы шли со своей скоростью.
Большевики же, что тоже естественно, стали катализировать всё указанное, чтобы побыстрее создать «освобожденных женщин Востока» и опереться на них.
Вместо пролетариата
В 2007 году в Университете Индианы опубликовали труд Дугласа Нортропа, который довольно логично объяснил, зачем большевикам понадобилось освобождать женщин на Востоке.
Как бы, для этого, может показаться, что не нужно иметь семи пядей во лбу. Легко объяснить всё следующим образом: большевики были за равенство и братство. И их идеология никак не могла быть соотнесена с мусульманскими законами. В частности, коммунисты заявляли, что бога нет. И это относилось не только к православному Господу, но и к Аллаху.
Да, всё логично, всё правильно. Но почему я вспомнила про Д. Нортропа? Он чуть глубже посмотрел на ситуацию и сделал ценные выводы.
Как известно, большевики опирались на рабочий класс и сознательных крестьян. В Азии рабочих не было. Если они где-то существовали, то это было то незначительное количество людей, с которыми революцию особо-то не сделаешь.
Что касается крестьянства, то оно тоже было не таким, как в центральной России, например. Сложно было работать с азиатскими крестьянами, делать их политически грамотными, неравнодушными.
Поэтому Д. Нортроп сделал вывод: большевики на Востоке решили сделать ставку на женщин – боролись с мусульманскими обычаями, создавали советских женщин-тружениц.
Это, кстати, прекрасно получалось. Не без трудностей, конечно. Например, местные коммунистки, появляясь на людях без паранджи, в быту всё же скрывали лицо от посторонних. Это был переходный период.
У Нортропа есть еще одна интересная мысль. Ученый указывал, что Российская империя тоже определенным образом использовала восточных женщин. Но под другими лозунгами. Указывая на дам в парандже, говорили, что Восток – отсталый, что экспансия нужна, чтобы принести медицину, культуру, образование и тому подобные вещи.
Назрели перемены
Этнолог С. Абашин, который в 2015 году написал книгу про Восток, считает, что дело было не только в колониальной политике СССР и Российской империи. Ученый высказал мнение, что внутри азиатских стран назрели перемены.
В частности, автором вспоминается одна свадьба, содействие в организации которой оказывали советские чиновники.
История достойна если не фильма, то небольшого ролика.
К коммунистам обратились влюбленные из кишлака Ошобе. Дело было в 1966 году. Парень-инвалид, девушка-красавица. Они любили друг друга, но родители выступали против свадьбы.
Советские функционеры потирали руки – предстояла возможность показать, как хороши свадьбы без традиций и религии.
Жених не платил за невесту калым, не крал её, были накрыты столы с алкоголем. Пригласили музыкантов – не каких-то там местных певцов, которые исполняют традиционную музыку, а молодых, современных, работающих для молодежи. В общем, получилась именно советская свадьба, а не какая-то азиатская.
Власть дала сигнал: «Можно и нужно отказываться от традиционных вещей». Действительно, существовали традиции, которые прогрессивным людям казались очень странными. Речь о том, что замуж выходили совсем уж маленькие девочки. А жених не выбирал себе невесту, как и невеста - жениха.
Интересно, что спустя 20 лет тот самый парень, который сильно повзрослел, женил своего сына. И тогда тоже помогла советская власть. Но только было время «сухого закона», и свадьбу сделали безалкогольной.