Найти тему
Народ Востока

Как сефарды и мизрахи относятся к евреям-ашкеназам?

Для тех, кто в танке, существуют три главные еврейские общины.

Ашкеназы сформировались в Германии и говорили на специальном языке идиш, который фактически является одним из южных диалектов немецкого. Они разошлись по Европе в эпоху крестовых походов, затем жили, главным образом, во владениях Польши, а потом расселились практически по всему миру. Это крупнейшая часть мирового еврейства, и в Израиле они составляют примерно половину населения.

Примерные отличия по внешности. Не всегда является верным
Примерные отличия по внешности. Не всегда является верным

Сефарды родом с Пиренейского полуострова. Когда этим регионом владели мусульмане, они играли важную роль в экономическом и культурном смысле. Но после изгнания мавров в Африку вслед на ними отправились и евреи. Сефарды ушли во владения Османской империи, в основном, в Северную Африку. Некоторые представители этой общины приехали на Балканы, в Голландию и Италию, а также и Северную Америку.

Мизрахи – это восточные евреи. Они никогда не были едиными, просто этим словом совместно называют общины, которые жили в восточных, преимущественно, мусульманских странах. Бухарские, грузинские, горские, иракские, индийские, йеменские евреи – это именно они. Поскольку по культуре, религиозным особенностям, а иногда и по языку они близки к сефардам, люди из этих групп нередко смешивались друг с другом, а кое-где полностью слились. Вместе они составляют примерно половину еврейского населения Израиля.

Как же евреи из восточных стран относятся к условным европейцам ашкеназам?

На самом деле, между ними есть только три главных отличия. Первое касается как раз культуры. Одни веками проживали в Европе и являются носителями европейского менталитета. Он предполагает большее внимание к личной независимости человека, стремление к получению образования и достижению карьерных успехов. Эти люди более открыты и либеральны.

Кто-то из восточных
Кто-то из восточных

Восточные евреи консервативны в личном и общественном плане, у них более крепкие семьи, они сильнее держатся своих, обычно более религиозные и не настолько активны в общественном и научном смысле.

Второй момент касается религии. В целом, сефардская (включая мизрахов) и ашкеназская версия иудаизма отличаются незначительно. Но этого хватило для появления двух главных раввинов и параллельного функционирования собственных синагог.

Третье отличие связано со внешностью. Большинство современных евреев гарантированно является потомками древних израильтян. Но за два тысячелетия скитаний некоторые из них создавали семьи со своими соседями. Поэтому существенное количество ашкеназов имеет вполне европейскую внешность. Глядя на них, вы не обязательно поймете, что ваш собеседник – еврей. Тогда как восточные евреи обычно жгучие брюнеты. Это отличие, на самом деле, не так уж существенно, но оно позволяет лучше вычислять своих среди окружающих вас людей.

Итак, как сефарды и мизрахи относятся к ашкеназам?

Ну, до возникновения Израиля было не так уж много мест, где евреи из двух общин могли встречаться друг с другом. Голландия, Италия, Франция, а с определенного момента и Северная Америка. В этих местах евреи воспринимали друг друга как представителей одного народа, но разных общин. Отношения были теплые и дружественные, но люди понимали, что они – не одно и то же. Тем не менее, евреев в этих стран было достаточно немного, и это приводило к необходимости более тесно общаться. Были браки, особенно часто – между светскими людьми.

Ашкеназ Берл Лазар с горско-еврейским мальчиком
Ашкеназ Берл Лазар с горско-еврейским мальчиком

Другое место – это Россия. На Кавказе ашкеназы могли встречаться с горскими и грузинскими евреями, в Средней Азии они вступали в контакты с представителями бухарской общины. Несмотря на осознание своего родства, «европейцы» испытывали к «азиатам» некоторый снобизм, связанный с тем, что те были менее образованные, более религиозные и не такие обеспеченные в финансовом смысле. Хотя, тем, кто свободен от предрассудков, это совсем не мешало. Например, продюсер Иосиф Пригожин является ашкеназом по папе и горским евреем по маме.

Когда был основан Израиль, все изменилось. Эта страна была создана уцелевшими в 1940-е годы евреями из западных стран и теми ашкеназами, кто покинул Европу ранее. К моменту приезда сефардов они успели занять в стране господствующее положение в социальном и политическом плане. Неудивительно, что к по отношению к новым приезжим они испытывали некоторое недовольство. Ровно такое же, какое чувствуют европейцы к азиатам в любых других местах. Шумят, много рожают, не образованные и малообеспеченные люди – так ашкеназы думали о своих соплеменниках из восточных стран.

Но с того момента многое изменилось. Сефарды сумели поправить свое положение, в настоящее время среди них тоже много политиков, бизнесменов, знаменитых актеров, профессоров, ученых, юристов. К тому же, есть такая поговорка, что в 1950-х годах Израиль спас сефардов, а в 1973-м году сефарды спасли Израиль. Иными словами, к моменту начала войны Судного дня восточные евреи составляли существенную часть солдат и офицеров ЦАХАЛа, что позволило одержать победу в ходе очередного нападения арабов.

Израильтяне из восточных евреев
Израильтяне из восточных евреев

Сейчас проблема взаимоотношений двух еврейских общин в большой степени не актуальна. Ныне это один народ, который исполняет немного разные религиозные обряды. А так, в одной и той же семье уже могут быть сефарды, ашкеназы и мизрахи, а их потомки не относятся ни к одной из указанных групп и называют себя просто евреями. Хотя, конечно, есть некоторые политики, которые пытаются спекулировать на отличиях исторически сложившихся еврейских диаспор.

#евреи #израиль #ашкеназы