Женщина говорит устало - сколько ни пыталась своего мужика исправить, и вообще с теми несправедливостями, что вокруг меня, в мире, сколько не боролась - ничего не вышло, только хуже стало! Может, все дело - во мне? Может, я как-то не так себя веду?
Если вы никогда не слышали об экспериментах ученого Дидье Дезора - самое время.
Ученые взяли шесть крыс, и поместили их в специальный закрытый вольер. Чтобы добраться до еды, им нужно было переплыть водный участок, и схватить пищу на другой стороне - там было мало места, чтобы комфортно поесть - нужно было вернуться назад. Природа разделила животных так - две слабые крысы плавали и приносили еду двум сильным крысам, к которым попали в подчинение, - сильные ели, пловцы доедали. Одна крыса, автоном, сама плавала за едой и сама ела - она могла противостоять физически двум сильным крысам. И был один изгой, который не мог плавать и бороться - он питался объедками.
Итак - два пахана, двое подчиненных, один автономный “мужик”, один отверженный.
Потом взяли в четыре новых вольера - шесть паханов, шесть подчиненных, шесть автономов, шесть отверженных. И - о чудо! Они разделились, по тем же принципам. В каждом вольере, из равных крыс, Природа образовала, по своему закону, также, как и было заведено прежде - два пахана, два подчиненных, один автоном и один отверженный. Она, Природа, будто бы нашептала нам на ушко - смотрите - это неизменный закон!
Вопрос - а могут ли крысы изменить себя? На своем животном уровне? А могут ли крысы изменить этот мир? Смешно, конечно, думать об этом, на их уровне развития. Нужен кто-то, с более высокого уровня жизни, кто обучит их это делать. Человек, например.
А на уровне человеческом уровне - способны ли люди исправить себя, человечество, окружающий мир?
Об этом - человеческом уровне, в своей статье “Мир” писал великий каббалист Бааль Сулам.
Каждый человек, живет, повинуясь четырем силам - Правда, Милосердие, Справедливость, Мир. Эти силы - они и внутри него, и вне его.
Те, кто за правду, используют остальных, подчиняют их, в каждый момент жизни, для своего удовольствия. " Нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за прожитые без радости и удовольствия годы!" Это и есть, как они считают - правда жизни. Если что, они могут оправдаться так - таким меня создала Природа, и, если есть претензии - пусть обращаются к тем, кто создал меня. Как правило, такие люди, в большинстве своем - при власти и богатстве.
Те, кто за справедливость, борются с теми, кто за правду, чтобы освободить тех, кто попал в их подчинение. Также они, неявно, борются с теми, кто не борется за справедливость, вместе с ними. Так или иначе, они тоже борются за власть.
Те, кто за милосердие, помогают тем, кого считают униженными и оскорбленными, пострадавшим в борьбе за правду, мир или справедливость, получая от этого особое удовольствие. Они тоже хотели бы иметь власть и ресурсы, чтобы устроить мир по-своему.
Те, кто за мир, пытаются всех примирить, чтобы взять ситуацию под свой надежный контроль и управление, под свою власть. Но у них это не всегда получается - основа для примирения, общий знаменатель общества, всегда колеблется, меняется, уходит из под ног.
Давайте сделаем эксперимент, - возьмем четыре обособленных сообщества, состоящие исключительно из правдивых, или только из справедливых, или из сплошь из милосердных или из одних миротворцев - и пусть они общаются только с им подобными, внутри своего социума. Как вы думаете, далеко мы ушли от крыс - животного уровня?
История моего друга детства. В выездной караул взяли четырех сержантов - каждый, как на подбор - сильный властный и требовательный. Из свойства правды - как на подбор. Три месяца в одной теплушке сделали свое дело - самый сильный сломал самого слабого, и тот ему подчинился - но - постоянно искал справедливости, взывая к остальным. Третий проявил милосердие к слабому, помогал ему. Четвертый, - и это был мой друг - видя это разделение, пытался донести до всех участников процесса идею о мирном и дружественном сосуществовании - в итоге, применив силу, подмял под себя всех троих.
Проверьте - то же самое было бы, будь эти сержанты - каждый - из свойства справедливости, милосердия, мира. Нашелся бы кто-то подчиняющий, кто-то подчиненный и ищущий по этой причине справедливости, кто-то милосердный и кто-то примиряющий.
Это - срез любого общества.
Почему бесполезно исправлять мир? Потому что, заменяя одну команду крыс на другую, ученые убеждались, что все по прежнему - два пахана, два подчиненных, один автоном и один отверженный. Как бы крысы не старались, не бегали, Природа не меняет своего закона на животном уровне.
Заменяя одну команду человеческого сообщества на другую, мы обнаружим то же самое - когда кто-то появился на уровне правды, сильный и властный, тут же появятся угнетенные и используемые, появятся требующие справедливости, и милосердные, всем сочувствующие, и миротворцы, всех примиряющие и подчиняющие - и так без конца.
Природа не меняет своего закона на человеческом уровне. Войны, революции, разборки и выяснения - бесполезные, не приводящие ни к чему, кроме осознания того, что нужно идти вперед другим путем. Но каким?
Чтобы изменить крысиный мир, нужно подняться на уровень человека - он может как-то дрессировать животных.
Чтобы изменить человеческий мир, нужно подняться на уровень выше человека, чтобы быть способным дрессировать свою животную природу - эгоизм, который хочет всех использовать и подчинить.
Бааль Сулам, великий каббалист, в своей статье “Мир” пишет, что такой уровень есть. На нем, важны не качества или свойства, проявляющиеся через людей - но, правильные связи между ними. По сути это - мир будущего.
Например, воришка может использовать свой дар и ловкость рук не для того, чтобы обчистить людей ( неправильная связь) - но, чтобы показывать фокусы в цирке и давать радость людям ( правильная связь). Драчун может использовать свое свойство не для того, чтобы задирать людей - но для того, чтобы их защищать.
Может быть, не нужно исправлять “плохие” свойства и качества людей, которые портят этот мир.
Может быть, можно найти им правильное применение - на благо всех.
Можно ли таким образом организовать связи между людьми, чтобы свойства правды, справедливости, милосердия, миротворчества, не использовали и подчиняли, но - взаимно дополняли, поддерживали, заботились, любили и продвигали к совершенству?
Просто подумайте об этом - утопично, но интересно!
Удачи вам!
Максим Аксюта, писатель
Максим Савенков, семейный психолог @msavenkoff
Михаил Гонопольский, рисунки
Друзья, спасибо, что ставите лайки и подписываетесь на канал 👍
#истории реальных людей #добро и зло #психология семьи #психология жизни #психология отношений