Такой шутливый вопрос задал в комментарии один из подписчиков. Он не имел ввиду ничего хорошего, но тема действительно интересная, а потому хочется об этом все-таки поговорить. Итак, если нерелигиозный еврей захочет вернуться к почитанию Торы, будут ли готовы его принять обратно более верующие соплеменники? Придется ли ему повторно пройти через те обряды, которые по традиции проходят в детстве?
Давайте сначала ответим на самый волнующий людей вопрос. Второй раз человеку ничего не режут, если над тобой совершили соответствующую процедуру в детстве. Но если над евреем никогда не проводили ритуал брит-мила, то вам придется сделать это уже во взрослом возрасте. Правда, на этот счет не предусмотрено таких строгих условий, какие есть для людей, обрезаемых в первый раз. Чаще всего, вы сами имеете возможность выбрать, как именно это пройдет. Девчонкам, в данном случае, еще проще.
Но давайте начнем с самого начала. Бурные события 19-20-х столетий привели к изменению уклада жизни евреев. Традиционная изоляция была прервана: в Европе исчезли еврейские гетто, а у нас была ликвидирована черта оседлости. В Советском Союзе религия считалась нехорошим делом, и многие люди были вынуждены от нее отказаться с той или иной степенью добровольности. На западе возник реформистский иудаизм, который освободил иудеев от большинства неудобных ограничений.
Это привело к ассимиляции множества евреев по всему свету. В настоящее время немало людей, которые относятся к этом народу согласно правилам религиозного закона, не являются соблюдающими иудеями на протяжении нескольких поколений. То есть, мы сами неверующие, наши родители были неверующие и наши бабушки и дедушки тоже были неверующие. Но они-то хоть имели элементарные религиозные знания!
А мы – нет.
Благо, порядок возвращения к соблюдению предписаний иудаизма достаточно подробно расписан. Раввины любых направлений будут рады помочь искреннему человеку на этом пути. Главное – быть евреем в галахическом смысле. То есть, чтобы ваша мама и бабушка были еврейки. Если вы соответствуете этому критерию – совершенно неважно, случилось ли с вами обрезание на восьмой день жизни.
Согласно канонам веры, запрещено вести пропаганду иудаизма среди представителей других народов. Зато приобщать к обрядности этнических евреев не только дозволено, но и является для верующих почетной обязанностью. Исторически, именно хасиды из движения Хабад известны тем, что активно отправляют по всему миру своих эмиссаров. Они считают, что в любом уголке мира должен быть хасидский раввин, который поможет стать практикующим иудеем тем евреям, которые не приобщились к религии в детстве.
Итак, если вы твердо уверены в себе, следует просто прийти к раввину. Вам придется пройти через процедуру под названием тшува – с иврита это переводится, как покаяние. Нужно раскаяться в своих прегрешениях и отказаться от них словом и делом. В дальнейшем вам долго придется изучать положения иудаизма и постепенно начинать их соблюдать. В некоторых городах имеются специальные школы для взрослых, но в большинстве мест нашей необъятной их попросту нет.
Через некоторое время после изучения основ иудаизма вам придется во всем вести себя, как верующий еврей. Уверяю, что это очень и очень сложно. Во-первых, нужно жить в шаговой доступности от синагоги. Во-вторых, соблюдать шаббат – то есть, отказаться по субботам от многих видов досуга, которые ранее были привычными. В-третьих – исполнять требования кошерной пищи. Для этого многие продукты опять же придется получать через синагогу. Прежнюю кухонную утварь придется выбросить.
Этот путь будет довольно сложным, и, чаще всего, близкие люди не поддержат ваши чаяния и стремления. Просто потому, что соблюдающий еврей коренным образом меняет свою жизнь. Такого человека могут обвинить в развале семьи. С другой стороны, вы можете стать частью новой общины, где все люди исключительно близки друг к другу и готовы ради своих почти на все. У вас будут ответы на все этические вопросы и моральное чувство, что вы делаете правильное дело.
#евреи #иудаизм #религия