Продолжаю рассказывать про лучших авторов и темы над которыми работает National Geographic (сам я тружусь в российском офисе): например, Клаудия Калб разбиралась с гениями и, в частности, подробно останавливалась на Леонардо да Винчи. Посмотрите, каким был в жизни этот итальянец и какие открытия хранят его записные книжки:
"На протяжении всех 46 лет карьеры, прошедших по большей части во Флоренции и Милане, в Леонардо не ослабевала тяга к знаниям. Он штудировал латынь, собирал стихи и читал Евклида и Архимеда. Там, где другие удовлетворялись тем, что видно всем и сразу, он пытался разглядеть мельчайшие детали – будь то геометрические углы или расширение зрачка, – перескакивая из одной области в другую и в то же время ища точки соприкосновения между ними. Он рисовал цветы и летательные аппараты, конструировал боевые машины для Лодовико Сфорца, создавал праздничные украшения из павлиньих перьев и разрабатывал проект по изменению русла Арно".
Свои изыскания Леонардо документировал в мельчайших подробностях, испещряя обороты и углы страниц аккуратными зеркальными письменами, справа налево. Некоторые страницы сохранились по сей день как отдельные листы, другие переплетены в тома, известные как записные книжки или кодексы. Четкого порядка нет даже на одной странице, а схожие темы зачастую всплывают на разных листах с промежутком в несколько лет. Немудрено, что даже ученым трудно угнаться за полетом его мысли, замечает директор флорентийского Музея Галилея Паоло Галлудзи и поясняет: «Всякий раз, записав какое-нибудь наблюдение, да Винчи задавался вопросом, который неизменно порождал следующий вопрос. Его поиск постоянно уходил в сторону».
Леонардо намеревался написать научные труды во многих областях, в том числе по геологии и анатомии. А в результате разбирать его наброски и заметки пришлось верному спутнику Мельци. В первые несколько десятилетий после смерти Леонардо две трети, если не три четверти его подлинных листов были утеряны – а быть может, и разворованы. И лишь в конце XVIII века – когда со дня его кончины минуло больше двух столетий – началась публикация уцелевших страниц. В результате, подытоживает историк науки Доменико Лауренца, «о наследии Леонардо как ученого мы знаем очень мало».
Записные книжки Леонардо по сей день могут поведать миру много интересного. Так, занимаясь научными изысканиями, Кельвин Коффи, заведующий кафедрой хирургии Медицинской школы при ирландском Университете Лимерика, сделал удивительное открытие. Наблюдение Леонардо, проведенное около 1508 года, подтверждало ту самую теорию, которую он, Коффи, пытался доказать, изучая брыжейку – мышечную структуру, скрепляющую тонкую и толстую кишки с задней стенкой брюшной полости. С тех пор как в 1858 году вышла «Анатомия Грея», студентов учили, что брыжейка состоит из нескольких отдельных мышц. Но, проводя все больше колоректальных операций, Коффи начал подозревать, что на самом деле это целостный орган.
Вместе с коллегами Коффи принялся исследовать анатомию структуры, чтобы доказать эту гипотезу, и тут ему попался рисунок Леонардо, изображающий брыжейку как целостную структуру. Коффи хорошо запомнился этот момент. Сперва он взглянул на рисунок и отвернулся. Потом посмотрел снова. «То, что я увидел, совершенно меня ошеломило, – рассказывает Кельвин. – На рисунке было именно то, что мы наблюдали. Абсолютный шедевр». В одном обзоре результатов своего исследования, опубликованном в 2015 году, Коффи поместил рисунок Леонардо и сослался на него в тексте: «Теперь мы знаем, что интерпретация да Винчи была верной». В своих научных выступлениях Коффи показывает набросок Леонардо, восхищаясь его способностью препарировать органы, не нарушая их целостности – это более чем непросто. «Он был предельно честен в своей трактовке природы и биологии, – говорит Коффи. – Даже сегодня есть хирурги, которые не сумеют повторить то, что сделал он».
Почитайте еще: "Гении – почему им так много дано, по сравнению с нами?".
В своем блоге Zorkinadventures собираю захватывающии истории и опыт читателей, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.