Совсем не коротко о том, что происходит и как эволюционирует то, где и как мы работали вчера, работаем сегодня и как будем работать завтра и как проект Usetobook поможет этому
Предисловие
В последнее время очень сильно поменялась жизнь человека на нашей планете. И это затронуло не отдельные страны, регионы, нации, континенты – эти изменения затронули каждого живущего на земле человека. К сожалению, пандемия принесла и горе утраты близких и дорогих нам людей.
Но я бы хотел остановится на положительных изменениях, которые принесла (а может просто ускорила) пандемия.
И остановится я хочу на теме того, как и где мы работаем.
Эволюция работы
Ещё в прошлом веке, не говоря уж о предыдущих веках, большинство людей трудилось и работало в местах, близких к своему проживанию. Будь то домохозяйство, заводы и фабрики, разного рода мастерские и прочие-прочие виды труда. Да и труд в основе своей носил физический характер. Целые города строились вокруг заводов и привлекали туда специалистов со всей страны. У меня есть такой прекрасный пример, когда мои бабушка и дедушка переехали в строящийся тогда город Зеленоград для работы на предприятиях города-спутника Москвы.
Далее, с развитием человечества и технологий, люди начали всё больше и больше производить услуг. Основная концентрация этих услуг приходилась на крупные мегаполисы, хотя и в более мелких городах доля услуг в общем ВВП городов стала заметно подрастать.
И как же стало?
Приводя в пример Москву, как крупный мегаполис, мы стали замечать, что основная масса людей, которые работают в городе, приезжают из других районов Москвы и Московской области. Появилась устойчивая каждодневная человеческая миграция в городе. В лучшем случае люди тратили час, а то и все три часа чтобы добраться на работу, и столько же обратно. Москва стояла в многокилометровых пробках, общественный транспорт был также перегружен, несмотря на достаточно активное развитие транспортной инфраструктуры города в последнее время.
Приходилось выезжать на работу ни свет ни заря и возвращаться домой только лишь для того, чтобы быстренько перекусить и лечь отдыхать. И так пять дней в неделю. В пятницу вечером люди возвращались домой выжитыми как лимон и за два выходных дня едва могли восстановится для новой рабочей недели. Уверен, не тратя такое большое количество времени на дорогу дом-работа-дом, они были бы эффективней, продуктивней, жизнерадостней, да и в целом более здоровы как физически, так и психоэмоционально.
Представьте, мы тратили от 2 до 6 часов в день на дорогу! Это же огромное количество времени которое тратилось впустую. В лучшем случае, можно по дороге читать или слушать книгу. Иной пользы от такого не видно.На что можно было бы потратить это время:
1. На общение с семьей и близкими;
2. На спортивные занятия;
3. На обучение;
4. На своё хобби;
5. Посещение парков, культурных и развлекательных центров;
6. На дополнительный отдых (сон).
При этом, такое перемещение людей несло огромную нагрузку на транспортную систему города, загрязнялась окружающая среда, так как добираться туда приходилось на транспорте, который так или иначе засоряет экологию.
Сами районы, где они проживали были пустынны в рабочее время. Бизнесы (кафе, спортивные клубы, досуговые заведения) не открывались там, так как они могли рассчитывать лишь на крайне усечённый спрос в будние дни, и возможный рост его на выходных.
К чему пришли
Сегодня работодатели начинают осознавать (а некоторые и вовсе уже осознали) что устраивать рабочие места сотрудникам, которые едут с других районов в центре города это неэффективно по нескольким причинам:
1. Стоимость рабочего места в центре города значительно выше стоимости такого же в спальных районах Москвы и районах Подмосковья. При этом неважно, в собственности у вас помещения или в аренде;
2. Сотрудники менее продуктивны, так как они банально устают от «дороги»;
3. На дорогу до самого офиса сотрудники тратят свои средства (будь то проездные билеты или топливо), что сокращает их общий доход.
Пандемия ускорила процесс осознания этого. Во всём мире, да и в России, набирала оборот ситуация, когда сотрудники начали работать из дома. Сегодня этим не удивишь никого, а фраза «я на удалёнке», достойная занять призовое место в числе наиболее упоминаемых в период пандемии.
В работе из дома нашлись безусловно и минусы. Многим тяжело работать продолжительное время из дома.
Вернёмся к «нашему герою». Он живёт в квартире. Отдельного места для работы в квартирах никто не предусматривал в прошлые годы, поэтому работать семейному человеку из дома крайне затруднительно, отвлекают от работы дети, животные, холодильник, телевизор, диван, ремонты в соседних квартирах. Да и в целом, человек в большинстве своём социален и привык общаться с другими. И через какое-то время эти отрицательные стороны работы из дома стали проявляться всё сильнее. И конечно же люди стали буквально «выть» о желании поехать в офис, пусть даже это занимало огромное количество времени в пути в его «прошлой жизни».
Но на самом деле это лишь промежуточный этап трансформации того, как и где мы будем работать. Следующим этапом, который уже активно внедряется в развитых странах, это работа в специальных рабочих зонах, но рядом с домом. Название им ещё предстоит определить, но давайте на сегодня назовём это «коворкинг на районе».
И как же этим пользоваться?
Очень просто. Работодатели дают возможность своим сотрудникам за счёт компании арендовать рабочие места, переговорные комнаты, кабинеты в тех местах, где их сотрудники и проживают. При этом сотрудник вправе выбрать где ему комфортней работать. Могут задаваться некие правила внутри компании, к примеру: сотрудник может арендовать 2-3 дня в неделю для работы в коворкинге… или сотруднику выделяют бюджет на неделю/месяц и он сам выбирает поработать ему 1 день в приятном и более дорогом коворкинге или провести все 5 дней в более скромном.
Более того, если нужно поработать с коллегами, они могут арендовать на несколько часов переговорную комнату в том месте, которое наиболее удобно для них.
При этом нет необходимости отказываться от привычного уже офиса, его месторасположения. Головной офис (headquarter) можно оставить, но значительно сократив занимаемые помещения. В зависимости от специфики бизнеса, сократить офисные пространства можно на 30 - 90%. Но представьте на минутку масштаб сокращения издержек на приобретение/аренду/содержание офиса. (Не буду сейчас детально расписывать эти мысли, обязательно остановлюсь на этом в одной из следующих статей.)
Что же касается работы разного рода индивидуальных предпринимателей и самозанятых, так у них также появляется такая возможность. Арендовать рабочее место или кабинет на час, день, неделю и там где это необходимо в конкретный момент времени делает человека максимально свободным и гибким. Мы даже в Usetobook придумали слоган нашей платформе – Be smart, be free … Usetobook (будь разумным и свободным … используй для бронирования – дословный перевод Use to book). К примеру, сегодня нужно поработать возле дома в коворкинге, так как нужно спокойное место с комфортными для работы условиями, а на неделе встреться с заказчиком в удобном для обоих месте – пожалуйста, выбирай и бронируй из множества представленных на платформе мест.
Конечно сегодня таких мест, да ещё и в спальных районах Москвы и области, недостаточно. Однако эта тенденция с нами надолго и уверен такие места будут всё чаще и чаще открываться в жилых районах. (Забегу немного вперёд – у меня есть идея, где и вместо чего эти места будут активно открываться, но об этом в очередной статье). При этом мы себе не можем даже и представить, какие места для работы будут открываться.
О чём я?
Помните, когда мы путешествовали ранее, для проживания мы не задумываясь бронировали номера в гостиницах и это было как-то само по себе очевидно. А потом начали появляться так называемые «альтернативные места временного проживания». По сути, нам нужна была ночлежка. То есть если вспомнить пример что нам нужен не молоток, а дырка в стене и даже совсем не она, а картина на стене. То и тут, нам нужно было где переночевать, а не сам номер. И размышляя над этим, умные и безусловно креативные люди начали придумывать разного рода места, где можно переночевать. И начали появляться объявления об аренде квартир, апартаментов, домов (на дереве и плавучих), лодок, хижин, вигвамов, хостелов, палаток, глэмпингов, замков, автодомов и даже пещер. А для того, чтобы им было легче найти клиентов, появились известные сегодня на весь мир агрегаторы (marketplaces).
Уверен такая же судьба предначертана и местам для работы. И мы создаём Usetobook в том числе для того, чтобы дать возможность креативным и талантливым людям предлагать такие впечатления для работы, а другим ими пользоваться.
Безусловно, есть виды деятельности, где фактическое присутствие в конкретном месте необходимо. Это производства, гостиницы, общественное питание и прочие сферы. Но даже у них есть возможность частично реализовать данный формат работы для тех сотрудников, присутствие которых необязательно на постоянной основе.
Резюме
И вот теперь я возвращаюсь к тому, с чего начал статью. То есть тратить минуты для того, чтобы добраться до рабочего места вполне становится реальным. Что безусловно повышает и продуктивность и качество жизни человека в целом. Люди имеют полную возможность вернуться к исторически сложившейся формуле – работай недалеко от дома.
Продолжение следует...
Для организации такого процесса, мы создали платформу usetobook.com На этой платформе мы собираем все коворкинги, кабинеты, переговорные комнаты чтобы любой человек смог найти и в режиме онлайн забронировать для себя рабочее место. Также как он бронирует себе номера в гостиницах, билеты на самолёт, билеты в кино и прочее.