“17 ноября 1941 года в Ирбит прибыл первый поезд с Московского мотоциклетного завода.Эта дата стала знаковой в судьбе советского мотоспорта. Война шла, когда в Ирбите прошли первые соревнования по мотокроссу...”
Первые официальные соревнования по мотокроссу состоялись в Ирбите 17 июня 1945 года. Почему официально? Потому что за его организацию в числе прочих взялся местный комитет партии, а дата считается “днем рождения” автомотоспорта в Ирбите. На старт вышло около 20-ти одиночек и был только один М-72 с коляской. Дебют экипажа с коляской В. Губина и А. Сумеречных показал выдающийся результат, чуть меньший, чем у победителя гонки. Почему появился такой экипаж? Есть байка, что что Губин был невысокого роста и едва мог касаться земли ногами, сидя на мотоцикле… Спортсмены также сделали первую модификацию коляски мотоцикла, отрезав заднюю часть с расчётом не цеплять грунт, так как гоночная трасса имела много ям и неровностей.
На гонки СССР 1945 года ирбитская команда приехала с 5 «экипажами колясок», которые проходили под Москвой, на 23-м Минском шоссе. Экипаж И. Окунев и А. Антропов с особым успехом выиграла гонку на 300 км в один конец. Ирбитская пара установила рекорд скорости на дистанции 300 км со специально подготовленном шоссейном М-75, преодолев финишную черту за 2 часа 56 минут 9,9 секунды, побив предыдущий рекорд более чем на 30 минут. В кроссе второе место заняла пара Губина/Дубских на М-72, заранее скажу, позже они станут чемпионами и победителями гонок СССР и РСФСР.
В рамках подготовки к чемпионату страны Ирбитский завод изготовил специально разработанные спортивные многоцелевые мотоциклы с коляской для «кросса» и «кольца» – впервые в истории страны.
Перед чемпионатом СССР в городе Серпухове состоялся чемпионат РСФСР с участием 6 экипажей нового типа колясок из Ирбита. Для шоссейных гонок двигатель М-75 был установлен на облегченное шасси, а М-72-на «кросс». С этими машинами ирбитская команда была непобедима, а экипаж А. Лукьянова и Н.Сачкова стал абсолютным чемпионом РСФСР в шоссейных гонках и мотокроссе. Экипаж также добился блестящего успеха на чемпионате СССР, проходившем в Таллине, Сборная Эстонии, выиграла шоссейную гонку и заняла 2-е место в кроссе. Коляска в то время не была совершенной и не имела подвески колеса (двухточечная - так ее называли гонщики), амортизация подвески бокового прицепа появилась только в начале 1950-х годов. Маршруты для мотокросса достаточно сильно отличались от современных, так как они проходили по сельской местности, болотам и т.д. Один круг такой гоночной трассы составлял 25-50 км, а общая дистанция-50-100 км за несколько кругов. Часто гоночному экипажу приходилось тянуть и толкать свой мотоцикл с помощью рук. Поэтому на них стали появляться различные ручки на передних и задних брызговиках.
Ранее коляска имела специальное сиденье для удобства работы пассажира, когда на ровных участках гоночной трассы он мог отдохнуть на этой «подушке».
В виду того, что зима в Ирбите долгая и снежная, поэтому зимние гонки в Ирбите стали традицией. Гоночная трасса в это время проходила по сельской местности с частичным использованием дорог для гужевого транспорта, на которых хватало места только для самого мотоцикла, в то время как коляска ехала по снегу, а у некоторых колясок колесо было заменено специальной металлической лыжей.
Главное конструкторское бюро завода разработало различные усовершенствования для спортивных мотоциклов. С 1952 года для ведущих спортивных клубов СССР выпускались небольшие серии М-72К для«мотокросса». Учитывая, что УРАЛ принимал участие в любых мотогонках того времени, воздухозаборник был поднят выше крышки части топливного бака.
Производство М-72К продолжалось в течение 6 лет, и было построено еще 300 машин.
Получив такой мотоцикл, гонщики сами усовершенствовали его подвеску, добавляли удобные рукоятки для транспортировки.
С 1959-1965 годов в Ирбите выпускались серии мотоциклов М-65К. Шасси М-72 с увеличенным на 20 мм ходом задней подвески свечного типа оснащалось верхним клапанным двигателем мощностью 28-30 л. с. М-61. Завод выпустил 855 мотоциклов этого типа, не считая тех, которые были изготовлены специально для местных ирбитских гонщиков. К концу 1950-х годов был изготовлен М-52К на базе серийного М-52 с объемом двигателя 494 куб. см.
К началу 1960-х годов Ирбит стал признанным лидером мотоциклетного спорта в классе «коляска». Именно поэтому не случайно в 1962 году в городе проходил Чемпионат СССР. К тому времени гоночная трасса была радикально изменена со 100-километрового грунтового кросса на 2-4-километровые «кольца», приспособленные для зрителей с набором естественных препятствий. Для заводских коллективов ИМЗ разработал и выпустил новый «Кросс-650», с двигателем мощностью 40 л. с. и с высокими оборотами до 6000 об / мин. Задняя маятникова подвеска и снижение веса на 15 кг сделали гоночную машину современной и быстрой. Сиденье из коляски было снято, так как «пассажир коляски»больше не успевал на нем отдыхать.
В чемпионате СССР участвовало 38 экипажей, 9 из которых уже были чемпионами в разное время (звание экипажа определяется по званию водителя), среди которых были Е. Косматов (Москва), А. Разоренков и Я. Соколов (оба из армейских спортивных клубов СССР), В. Волкевич (Ленинград), из Ирбита: Г. Вартанян, В. Губин, А. Быков и другие. Результаты всех удивили, в свободном классе «от 350cc и выше» все призовые места заняла команда одного мотоциклетного завода – из Ирбита, титул Чемпиона СССР завоевал экипаж Г. Вартаняна и В. Кражавина, второе место у пары Л. Лешков - Е. Королев и «бронзу» – В. Губин и Г. Бородин. Да, это был тот самый В. Губин из далекого 1945 года!
Следующей новой моделью стал M-64 K с двигателем объемом 750 куб. см, с новой передней подвеской и усиленными подшипниками передней опоры. Но эти мотоциклы не были признаны. Причиной стало то, что все экипажи сошли с дистанции на соревнованиях в Вильнюсе, Литве из за заклинивания вилки.
Только в 1970-х годах советские коляски ездили на зарубежные гонки. В 1971 году им наконец разрешили принять участие в Кубке FIM – перед чемпионатом Европы. В команде было 3 пары экипажей из Ирбита: А. Сибирцев - И. Никонов, В. Телегин - П. Сосновких и пара из Москвы В. Алфеев - А. Кузовкин. Мотоциклы для гонки были 45-сильными «Кросс-750», и хотя они регулярно входили в 1-ю десятку, борьба была неравной, у их конкурентов были более легкие мотоциклы на 30-40 кг и намного мощнее наших - 60-70 л. с. Но удивили участников именно иностранные коляски. В них было удобнее работать и они весили меньше на 20-30 кг. П. Сосновских - И. Никонов с согласия зарубежных конкурентов очень подробно изучили и сняли размеры с колясок.
В следующем году Европа была обновлёнными советскими мотоциклами. И как результат , в первой гонке победителем стал экипаж А. Сибирцева - И. Никонова, а В. Телегин с П. Сосновких заняли 3-е место!
С этого момента ирбитские коляски стали называться «шведскими», так как их преимущества по сравнению с колясками старого типа были неоспоримы. Они стали безопаснее и гораздо легче стало помогать водителю в прыжках и поворотах, особенно в правых поворотах. Старый тип в основном предназначался для загрузки заднего колеса, в то время как с коляской «шведского» типа передняя часть загружена, а заднее колесо значительно разгружено (с небольшим заносом) и с использованием центробежной силой гораздо легче быстро повернуть направо, а также петля в нижней части защитной дуги/ручки помогала удерживать ногу для совершения левых поворотов.
С 1977 года чемпионат СССР должен был проводиться в двух классах: «свободный до 1000 куб. см» и “«Национальный до 650 куб. см». 1000 куб. см. не предполагал никаких конструктивных ограничений, в то время как 650-й предполагал участие с серийными М-63К без каких-либо изменений. Это был шаг назад. К тому времени ведущие гонщики соревновались со спортивными колясками «шведского» типа, с усиленной коробкой передач с изменённым передаточным числом и чешскими карбюраторами. Почему было принято такое решение? Это было определено ДОССАФ: пусть все соревнуются на равных условиях с серийными машинами. Так что результаты чемпионата страны 1977 года были неутешительными - все сильнейшие гонщики СССР сошли с дистанции с техническими проблемами.
В следующем году некоторые ограничения сняли: коляска «шведского» типа, рычажная вилка, усиленная задняя коробка передач были разрешены, но изменение передаточных отношений КПП не допустили. Некоторые гонщики нашли (неофициально) выход в снидениии передаточного числа и в задний редуктор «семёрку» вместо штатной «восьмёрки». В классе 1000 куб. см некоторые гонщики также преодолели ограничения – например, установив газонаполненные амортизаторы Billstein замаскировав их под самодельные.
Во второй половине 1980-х годов, поняв, что советские гонщики слишком далеки от европейского и мирового уровня, спортивные власти сняли все ограничения и класс “650” сразу изменился: серийная рама была заменена новой - облегченной. Колеса получили дисковые тормоза о и т. д. Экспериментальный завод выпускал 10-20 таких мотоциклов в год, а первенство ирбитских гонщиков с чемпионата 1987 года стало неоспоримым и только время от времени побеждали представители других команд.
В 1970-80-х годах завод ИМЗ производил специальные машины для ведущих мотогонщиков Советского Союза с двигателями 750cc и 1000cc, построенные в ограниченном количестве в экспериментальном отделе. На этих машинах спортсмены СССР выступали не только на чемпионатах страны, но и на европейском и мировом уровне.
Каждый год со сборочного конвейера сходили фактически устаревшие виды спортивных мотоциклов. Производство IMZ 8.201 было завершено в 1992 году. С распадом СССР остался последний «непотопляемый» «кроссбайк», более подходящий к тому времени для экстремальных поездок на природу, для рыбалки и охоты, а не для гонок даже районного уровня.