Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
В Лиме я остановился перед похоронной процессией. Четверо мужчин несли на плечах деревянный катафалк с покойником. Но впереди и позади них творилось что-то невообразимое: женщины кружились в танце, развевая многочисленные цветные юбки, резвились дети, радуясь воздушным шарам, цветы и улыбки дополнялись веселой музыкой.
– Они что, все с ума посходили? – спросил я Сиксто, своего спутника.
– Ничуть, просто так мой народ кечуа провожает умершего в лучший мир.
Началось все очень давно – как минимум, до нашей эры, а, возможно, много тысяч лет назад. На пустынном полуострове Паракас археологи находят выкопанные в песке ямы бутылкообразной формы. В каждой такой яме сидят завернутые в плотную мешковину высушенные на солнце мумии очень хорошей сохранности. Чем их меньше в каждой яме, тем выше был при жизни статус умершего.
Покойник, закутанный в яркие дорогие ткани и с золотой маской на лице, вероятно, при жизни был властителем. Люди поскромней вынуждены были делить одну “бутылку” на четверых, а то и семерых. В ямах находят посуду, высохшую еду, в женских захоронениях наборы косметики, драгоценности, в мужских оружие – все, что требовалось человеку при жизни и непременно потребуется в ином мире.
Люди культуры паракас (так, не зная самоназвания древнего народа, их и называют, по топониму) были уверены, что смерть – не более чем переход из мира видимого в мир невидимый. И потому научились не горевать, а радоваться тому, что еще один из их племени уже в вечности.
Мочика, другое названное по археологической культуре племя предшественников инков и современных перуанцев, оставило нам блестящие образцы керамики, исполненной в реалистическом стиле. Среди образцов, выставленных в витринах частного музея Ларко Эрреры, есть такие, где во всех деталях изображены сексуальные сцены покойников (персонажи – очевидные скелеты). Значит, мочика считали, что в лучшем мире не может не быть лучшей из земных радостей (фото 37, 38, 39).
Хотя смерть всегда считалась у перуанцев благом, никто прежде времени к ней не стремился. Более того, древние жители Альтиплано как могли отдаляли ее наступление. В том числе таким удивительным для древности методом, как трепанация черепа. Причем отверстие на голове заделывали золотой фольгой.
На керамических сосудах и камнях Ики запечатлены сцены таких операций, даже видны хирургические инструменты. По данным современных патологоанатомов, черепа с произведенной трепанацией принадлежали людям, жизнь которых продлили на много лет.
Но люди паракас не только оперировали черепа. Они целенаправленно их деформировали, придавая им то вытянутую конусообразную, то расширяющуюся кверху форму (фото 42). Такие черепа во множестве извлечены из песка пустынь Наска и Паракас. Зачем же проделывали столь странные манипуляции с людьми?
Перуанский антрополог доктор Ренато Давила Рикельми (фото 44) своими руками реконструировал облик найденной им древнеперуанской принцессы с вытянутым черепом (фото 45, 46, 47).
Юную принцессу, считает ученый, принесли в жертву. Это доказывает след от удара камнем на черепе. Перед смертельным ударом девушке дали пожевать листья коки и кактус сан-педро – наркотические вещества подействовали так, что удара она не почувствовала: миловидное лицо принцессы сохраняет безмятежное выражение.
Вся в золоте, с предметами роскоши в захоронении, она отправилась в последнее путешествие с такими почестями, которые свидетельствуют: ее убийцы старались задобрить духов. Точнее, дух вулкана, возле которого располагалось захоронение. Вероятно, при жизни принцессы он исторгал огнедышащую лаву. Поэтому пришлось пойти на серьезную жертву – отдать духу вулкана лучшую из племени. При обычном жертвоприношении могли бы обойтись альпакой или другим домашним животным.
Объем мозга принцессы оказался больше, чем у нас с вами. Для чего? Вероятно, так удавалось стимулировать особые паранормальные способности, считает доктор Рикельми (такого же мнения придерживается известный российский ученый, исследователь тайн мозга Леонид Гримак). Поскольку чаще всего увеличивалась зона верхнего скругления черепа, отвечающая за логику и способности к точным наукам, доктор Рикельми полагает, так люди паракас, мочика и наска выращивали гениев. Возможно, тех самых, что оставили нам рисунки Наска и мегалиты Тиауанако.
В маленьком музее на острове Солнца высокогорного озера Титикака выставлены рисунки, показывающие технологию деформирования черепа у детей. На это уходили годы, и вряд ли процедура доставляла малышам удовольствие. Зато потом “яйцеголовым”, возможно, удавалось то, что ныне мы приписываем пришельцам.
Жители Тиауанако хоронили своих вождей в сложенных из прекрасно обработанных гигантских гранитных камней конических башнях – чульпас, несколько таких башен сохранилось в полутора сотнях километров к северу от Тиуанако. Рядом с ними стоят чульпас более молодого народа колля – эти башни попроще, из камней, соизмеримых с обычными кирпичами. Наконец, чульпас знаменитых инков совсем примитивны – они выстроены из бесформенных обломков, схваченных раствором. Так на примере захоронений видна постепенная деградация загробных домов древних перуанцев. Чем дальше в глубь веков, тем сооружения совершенней. (С. Кашницкий)
Автор фото: С. Кашницкий
Продолжение следует...