История пулемётовозов на шасси A.C. Machine Gun Carrier
В 1910-м году на вооружение 25-го велосипедного батальона Лондонского полка поступило пулеметное отделение на трехколесных автомобилях A.C. Это отделение стало первым механизированным подразделением в британской армии.
A.C. Machine Gun Carrier/Пулеметный носитель на шасси Auto-Carrier
Страна: Британская империя
Производитель шасси: AC Cars (Autocarriers LTD 1911-1922)
Год выпуска: 1910
Кол-во: 2х пулеметных + 2 сопровождения?
Шасси: AC Autocarrier
Вооружение: .303 Maxim gun
Двигатель: 648 см³, 12 л.с.
Экипаж: 3
Вооружение:
Бронирование: не устанавливалось
25-й Велосипедный батальон (25th (County of London) Cyclist Battalion) стал наследником созданного в 1888-м году 26-го Мидлэссекского велосипедного батальона волонтеров (26th Middlesex (Cyclist) Volunteer Corps) после создания в 1908 году территориальной армии метрополии, как часть заново созданного Лондонского полка (London Regiment). Велосипедный батальон был в британской армии "на острие" прогресса, именно в нём испытывались многие новинки техники и отрабатывались тактические приёмы, которые позже можно было транслировать и на использование пулемётов и боевых машин, построенных на новом технологическом уровне. Но все эти нововведения всё равно варились в одном узком кругу военных велосипедистов и не получало распространения. Так продолжалось вплоть до начала Первой мировой, когда сама ситуация заставила военную технику быстро развиваться. Для велосипедных частей важной задачей было оснащение подразделений средствами поддержки ездящей пехоты, в частности станковыми пулемётами. К концу первого десятилетия 20-го века это уже стало очевидным, что именно пулемёт может изменить ситуацию на поле боя, правда никто ещё не понимал, насколько серьезно он это в реальности сделает. Опыты с возкой пулемётов на велосипедах или за велосипедами привели к возникновению велосипедного монстра - тандемного трицикла с двумя пулеметами от Виккерс - Vickers machine-gun tundem tricycle в 1901 году. Это был тупик для использования мускульной силы в качестве двигателя прогресса, требовалась срочная моторизация.
Велосипедные части представляли из себя фактически легкую ездящую пехоту, этаких "драгун на двух колёсах" для ограниченного театра военных действий с ровными сухими дорогами и нормальным среднеевропейским климатом. Боевые велосипедисты могли быть использованы для разведки, дозорной и патрульной службы, связи, оперативного резерва. В соответствии с поставленными задачами бойцам 25-го Лондонского велосипедного было необходимо и тяжелое вооружение, и тыловые части. Не было смысла придавать к самокатчикам, как их именовали в РИА, грузовики или даже легковые автомобили, так как те сразу превращали легкую пехоты в приложении к автомобилям, а не наоборот. Придавать велосипедным частям в качестве вспомогательной конную силу было бы возвратом назад, в то же время, как показали опыты последних 20-лет, длительная перевозка пулеметов велосипедами превосходила физические возможности солдата. Лучшим решением был бы легкий пикап или мотоцикл с коляской, это решение появилось, но только с началом войны. А в 1910-м году для оснащения пулеметной группы 25-го батальона велосипедистов выбрали изготавливаемые фирмой AC Cars легкие развозные трехколесные автомобили, которые так и назывались Autocarriers - Автоперевозчик, что и нужно было лондонским самокатчикам - легкое транспортное средство для перевозки пулемётов - еще не автомобиль, но уже не мопед.
Выпуск своих трёхколесных Auto-Carrier фирма AC Cars начала в 1904-м году. Во второй половине 20-го века фирма была известна среди людей с бензином в крови, как производитель горячих AC Cobra, а начинала компания с выпуска развозных машинок.
История AC Cars началась в 1902 году, когда инженер Джон Уэллер (John Weller) на деньги состоятельного мясника Джона Портвейна (John Portwine) построил 4-х колесный 20-ти сильный автомобиль туринг класса. Может быть автомобиль был и неплох, но дорог, и приземленный инвестор, который лучше братьев Уэллер знал покупателей, заставил их сконструировать простую трехколесную машину для перевозки, скорее всего при этом Портвейн ориентировался на свои интересы как мясника, мелких грузов. Так появился в 1904-м году первый "Перевозчик" - Auto-Carrier, а фирма получила наименование Autocars and Accessories Ltd. Через год на базе коммерческой трёхколески построили и гражданский автомобиль- AC Sociable, который представлял собой тот же Авто-карриер, только с сиденьем вместо грузового отсека и перенесенным вперёд управлением, существовала так же и трехместная версия с водителем сзади. Всего машин обоих типов было выпущено около 2500. В 1911 году фирма переименовалась в Autocarriers LTD. Ну а спортивная история компании - это уже вопрос послевоенного времени.
Три АС Autocarrier были использованы для формирования пулеметного отделения 25-го Велосипедного батальона (25th (County of London) Cyclist Battalion), которое было вооружено двумя пулеметами Максима калибра .303. Пулемётовозы были оборудованы местами для расчета из двух бойцов. На открытой платформе в креплениях перевозились тело пулемета, лафет-треножник для стрельбы, ящики для патронов. Так как эти машины часто использовались на парадах и в показательных выступлениях спереди на машинах была написана полная "спецификация" - название части: 25th Cyclist Batt.n и номер машины M-G 1. Для самокатчиков боевая работа с "колес" не предусматривалась, поэтому сборка пулемета на позиции с отводом транспортного средства в безопасную зону была нормальной тактикой применения.
Для перевозки дополнительных патронов, запасных частей и амуниции использовался третий Автокариер, который сильно не переделывали из стандартного развозного фургона Auto-Carrier Delivery Box Van. Если судить по фотографии возможно было добавлено посадочное место для еще одного солдата за водителем. Машина обозначалась как G-S 3, что возможно значило Gun Support - Поддержка пулеметов 3 машина. Если судить по номерам машин машин сопровождения было минимум 3.
Сколько было выпущено и поставлено под "пулемёты" Автокариеров не известно. Существуют фотографии 4-х машин - M-G 1, M-G 2, G-S 1, G-S 3, и одна фотография срезу четырех боевых машин. То есть было выпущено минимум четыре таких транспортных средства. Но так как у машин поддержки есть номера 1 и 3, то возможно существовал и G-S 2, тогда можно предположить, что было сформировано 2 отделения и всего было выпущено 4 пулеметные и 4 машины поддержки. Но это только предположение.
Использование коммерческих развозных фургончиков для создания легких носителей орудия для велосипедных частей было вполне удачным решением с минимальными усложнениями логистики и сопоставимыми для решения задач подразделения мобильностью и маневренностью. Но к 1910-му году развитие техники уже показывало, что вскоре мотоциклы станут более доступны, автомобили совершат качественный скачок, а "джентельменским" войскам на велосипедах места в боевом расчете армии не останется.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие статьи о ранних попытках оснащения боевых машин пулемётами можно посмотреть здесь:
2.2. Simms Motor Scout - Первый вооруженный автомобиль
3.1. Davidson-Duryea Light 3-Wheeled Car - Пулемет на колесах
3.2. Davidson-Duryea Light 4-Wheeled Car - Пулемет становится на четыре колеса.
1.3. Kriegsfahrzeug Cudell
Источники:
https://motorcycletimeline.com/1890-1899/
http://www.dogdragons.com/dogdragons/a-2-z/r/riley/royal-riley.html
https://hmvf.co.uk/profile/1368-richard-peskett/content/page/6/?type=forums_topic_post
https://hmvf.co.uk/topic/23145-1910-ac-machine-gun-carrier/
http://www.museum.alibaba.sk/MUSEUM/TRANSPORT/oddbike/oddbike.htm