Найти тему
Поликсена Торопецкая

"Ленинградская симфония". Фильм хорош, но тоже не безупречен

При обсуждении сериала «Седьмая симфония» у многих вызвало возмущение вольное обращение с фактами:

И значения не имеет то, что жену Элиасберга вообще никогда и никто не арестовывал. Но так придумать (или солгаtь?) увлекательнее?

Да, папиросы и спички в блокадном городе это историческая глупоstь. Самокрутки - слышали такое слово?

Таких "мелочей" слишком много в фильме. Неужели нельзя было найти серьёзного, грамотного историка-консультанта?

"Дьяvол кроется в деталях" - очень справедливо и уместно для такой важной и трепетной темы, как блокада Ленинграда.

Надо уважать себя и ценить свою историю.

И таких комментариев я получила немало. Как и советы посмотреть старый, 1957 года, фильм «Ленинградская симфония». Что я и сделала.

Скажу сразу, что фильм произвел на меня большое впечатление.

Но и отступлений от реальности в нем тоже предостаточно – начать с того, что главного героя лишили имени, ведь в «Ленинградской симфонии» в качестве главного дирижера оркестра фигурирует некто О.В. Добросельский.

Дирижер Добросельский. Скрин автора
Дирижер Добросельский. Скрин автора

Можно только догадываться, каково было дирижеру Элиасбергу смотреть фильм о себе, но почему-то переименованном на славянский лад. Спасибо еще, что Шостаковичу оставили его фамилию.

Кстати, в старом фильме у Элиасберга-Добросельского вообще не было жены, там упоминалась только эвакуированная в Новосибирск мама. Как в этом случае, можно ли упрекнуть авторов во лжи? Или с Добросельским можно вообще творить что угодно - его же выдумали.

Такие вот страшные кадры. Скрин автора
Такие вот страшные кадры. Скрин автора

Я бы сказала, что в фильме наблюдается некий диссонанс: с одной стороны, мы видим довольно много сцен бомбежек или артобстрелов, разрушений, прямых попаданий в здания, но, с другой стороны, это как будто никак не отражается на персонажах: если показывают докторов, то непременно в белоснежных халатах без единого пятнышка, официант – в белоснежном кителе, если на экране возникает девушка или женщина, то с чисто промытыми, красиво уложенными волосами, ухоженными руками.

Вполне упитанные девушки. Скрин автора
Вполне упитанные девушки. Скрин автора

И это при том, что кусок мыла был недосягаемой мечтой, а уж о креме для рук и говорить не приходилось.

Удивительно упитанными смотрелись на экране главные героини фильма, все-таки мода на худобу среди современных актрис позволила им более убедительно выглядеть, играя блокадниц. Соответствовали ситуации, пожалуй что, массовка и совсем юная Алла Демидова, игравшая молоденькую ленинградку.

Алла Демидова. Скрин автора
Алла Демидова. Скрин автора

И почему-то работница радиокомитета Орлова вышагивала в изящных туфельках на каблуках, в обручальном кольце на ухоженных руках, а сестра ее военврач Волкова не только курила папиросы, за которые так попало авторам современного сериала, но и была отягощена двумя подбородками на пухлом лице, что для женщины, почти год прожившей в блокадном городе, совершенно невероятно, даже если принять во внимание ее усиленный паек.

Плотная женщина, даже для условий мирного времени. Скрин автора
Плотная женщина, даже для условий мирного времени. Скрин автора

Конечно, данью времени была история партизанского обоза, который под руководством комиссара Орлова через две линии фронта пробился в город, чтобы привезти ленинградцам мешки с зерном. Надо сказать, что эта линия заняла в фильме столько же времени, сколько и история оркестра. Не стану утверждать, что такого не могло быть, просто эта тема не совсем уместна именно здесь.

Прошу понять меня правильно: я не ставлю перед собой цели найти как можно больше огрехов в фильме, скорее я против огульных обвинений команды сериала и лично Алексея Гуськова в подтасовке фактов, и противопоставления «а вот раньше – а вот сейчас».

Военврач Волкова. Скрин автора
Военврач Волкова. Скрин автора

Нужно понимать, что идеального попадания в эпоху достичь почти невозможно, и фильмы без единой помарки – действительно большая редкость.

Поэтому, оценивая тот или иной фильм или сериал, я больше обращаю внимание на то, насколько он затрагивает меня эмоционально, насколько я сопереживаю его героям, трогают ли меня события, стихи, музыка.

Музыку, кстати, в старом фильме дали послушать, в отличие от сериала, где ее было маловато. И то, что при этом показывались страшные документальные кадры зимнего блокадного города, то, как, еле передвигаясь, люди шли за водой, с каким трудом доставали ее, везли на санках, еще усиливало эффект.

А вот со стихами вышло не очень – об Ольге Берггольц здесь и не вспомнили, у того века были свои герои: Николай Тихонов и Вера Инбер. И я думаю, что вирши Тихонова можно назвать стихами с большой натяжкой, так, рифмованные строчки на заказ, в данном случае – о Кирове:

Пусть наши супы водяные,

Пусть хлеб на вес золота стал

Мы будем стоять как стальные

Потом мы успеем устать

В железных ночах Ленинграда

По городу Киров идет

И сердце прегордое радо,

Что так непреклонен народ.

Конечно, не стоит и говорить о том, что такие железобетонные строки могут кого-то тронуть, но мы понимаем, что в 1957 году без подобного реверанса фильм могли бы и не выпустить.

А что делать, ведь Тихонов был номенклатурным поэтом, обласканным властью хотя бы вот за такие строчки из "Баллады о гвоздях" (ужас какой!):

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей.

Вообще, удивительно, как в полтора часа умудрились уместить не только историю подготовки и исполнения самой симфонии, но и две романтические линии, несколько историй потерь в семьях персонажей фильма и довольно подробное повествование о роли партизанского движения и лично комиссара Орлова.

Так что, если бы не вольное обращение с именем К.И. Элиасберга, не забвение Ольги Берггольц и не пухленькие дамочки на каблуках, я бы без сомнения рассыпалась в похвалах фильму «Ленинградская симфония», потому что степень его эмоционального воздействия на зрителя даже спустя столько лет очень высока.

А смотрели ли этот фильм Вы? Было бы интересно услышить Ваше мнение в комментариях.

Другие публикации автора о кино, актерах, фильмах можно найти здесь: #кино рт