При обсуждении сериала «Седьмая симфония» у многих вызвало возмущение вольное обращение с фактами:
И значения не имеет то, что жену Элиасберга вообще никогда и никто не арестовывал. Но так придумать (или солгаtь?) увлекательнее?
Да, папиросы и спички в блокадном городе это историческая глупоstь. Самокрутки - слышали такое слово?
Таких "мелочей" слишком много в фильме. Неужели нельзя было найти серьёзного, грамотного историка-консультанта?
"Дьяvол кроется в деталях" - очень справедливо и уместно для такой важной и трепетной темы, как блокада Ленинграда.
Надо уважать себя и ценить свою историю.
И таких комментариев я получила немало. Как и советы посмотреть старый, 1957 года, фильм «Ленинградская симфония». Что я и сделала.
Скажу сразу, что фильм произвел на меня большое впечатление.
Но и отступлений от реальности в нем тоже предостаточно – начать с того, что главного героя лишили имени, ведь в «Ленинградской симфонии» в качестве главного дирижера оркестра фигурирует некто О.В. Добросельский.
Можно только догадываться, каково было дирижеру Элиасбергу смотреть фильм о себе, но почему-то переименованном на славянский лад. Спасибо еще, что Шостаковичу оставили его фамилию.
Кстати, в старом фильме у Элиасберга-Добросельского вообще не было жены, там упоминалась только эвакуированная в Новосибирск мама. Как в этом случае, можно ли упрекнуть авторов во лжи? Или с Добросельским можно вообще творить что угодно - его же выдумали.
Я бы сказала, что в фильме наблюдается некий диссонанс: с одной стороны, мы видим довольно много сцен бомбежек или артобстрелов, разрушений, прямых попаданий в здания, но, с другой стороны, это как будто никак не отражается на персонажах: если показывают докторов, то непременно в белоснежных халатах без единого пятнышка, официант – в белоснежном кителе, если на экране возникает девушка или женщина, то с чисто промытыми, красиво уложенными волосами, ухоженными руками.
И это при том, что кусок мыла был недосягаемой мечтой, а уж о креме для рук и говорить не приходилось.
Удивительно упитанными смотрелись на экране главные героини фильма, все-таки мода на худобу среди современных актрис позволила им более убедительно выглядеть, играя блокадниц. Соответствовали ситуации, пожалуй что, массовка и совсем юная Алла Демидова, игравшая молоденькую ленинградку.
И почему-то работница радиокомитета Орлова вышагивала в изящных туфельках на каблуках, в обручальном кольце на ухоженных руках, а сестра ее военврач Волкова не только курила папиросы, за которые так попало авторам современного сериала, но и была отягощена двумя подбородками на пухлом лице, что для женщины, почти год прожившей в блокадном городе, совершенно невероятно, даже если принять во внимание ее усиленный паек.
Конечно, данью времени была история партизанского обоза, который под руководством комиссара Орлова через две линии фронта пробился в город, чтобы привезти ленинградцам мешки с зерном. Надо сказать, что эта линия заняла в фильме столько же времени, сколько и история оркестра. Не стану утверждать, что такого не могло быть, просто эта тема не совсем уместна именно здесь.
Прошу понять меня правильно: я не ставлю перед собой цели найти как можно больше огрехов в фильме, скорее я против огульных обвинений команды сериала и лично Алексея Гуськова в подтасовке фактов, и противопоставления «а вот раньше – а вот сейчас».
Нужно понимать, что идеального попадания в эпоху достичь почти невозможно, и фильмы без единой помарки – действительно большая редкость.
Поэтому, оценивая тот или иной фильм или сериал, я больше обращаю внимание на то, насколько он затрагивает меня эмоционально, насколько я сопереживаю его героям, трогают ли меня события, стихи, музыка.
Музыку, кстати, в старом фильме дали послушать, в отличие от сериала, где ее было маловато. И то, что при этом показывались страшные документальные кадры зимнего блокадного города, то, как, еле передвигаясь, люди шли за водой, с каким трудом доставали ее, везли на санках, еще усиливало эффект.
А вот со стихами вышло не очень – об Ольге Берггольц здесь и не вспомнили, у того века были свои герои: Николай Тихонов и Вера Инбер. И я думаю, что вирши Тихонова можно назвать стихами с большой натяжкой, так, рифмованные строчки на заказ, в данном случае – о Кирове:
Пусть наши супы водяные,
Пусть хлеб на вес золота стал
Мы будем стоять как стальные
Потом мы успеем устать
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идет
И сердце прегордое радо,
Что так непреклонен народ.
Конечно, не стоит и говорить о том, что такие железобетонные строки могут кого-то тронуть, но мы понимаем, что в 1957 году без подобного реверанса фильм могли бы и не выпустить.
А что делать, ведь Тихонов был номенклатурным поэтом, обласканным властью хотя бы вот за такие строчки из "Баллады о гвоздях" (ужас какой!):
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Вообще, удивительно, как в полтора часа умудрились уместить не только историю подготовки и исполнения самой симфонии, но и две романтические линии, несколько историй потерь в семьях персонажей фильма и довольно подробное повествование о роли партизанского движения и лично комиссара Орлова.
Так что, если бы не вольное обращение с именем К.И. Элиасберга, не забвение Ольги Берггольц и не пухленькие дамочки на каблуках, я бы без сомнения рассыпалась в похвалах фильму «Ленинградская симфония», потому что степень его эмоционального воздействия на зрителя даже спустя столько лет очень высока.
А смотрели ли этот фильм Вы? Было бы интересно услышить Ваше мнение в комментариях.
Другие публикации автора о кино, актерах, фильмах можно найти здесь: #кино рт