2 октября 2021 года атомная подводная лодка USS Connecticut класса Seawolf ВМС США совершила столкновение с непонятным подводным объектом в Южно-Китайском море. После столкновения лодка смогла дойти до базы ВМС США на о. Гуам. Сообщается о пострадавших, но погибших нет. Лодка повреждена серьезно, подробностей конечно не уточняется.
Во что могла врезаться лодка оснащенная самым передовым, как говорят американцы, оружием в мире. (Я писал отдельную статью об этих лодках, можете ознакомиться ссылку оставлю в конце.) Вариантов на самом деле немного, а точнее всего три: навигационная ошибка, столкновение с другой лодкой, и совокупность первых двух причин. Рассмотрим по подробнее все варианты.
Вариант первый. Навигационная ошибка.
О том что говорят в интернете об лодках этого класса так это то что они самые совершенные, тихие, дорогие. Оснащены самыми навороченными на свете приборами гидроакустики и гидролокации. Вопрос как такая крутая лодка может протаранить скалу? При всем при этом лодки США оснащаются бесспорно лучшими в мире картами на которых отображены все скалы мели и т.д.
Южно-Китайское море это достаточно сложный район для плавания ПЛ. Подводная навигация подводной процесс сложный он требует очень подробного понимания окружающей местности, учета скорости течений и еще много чего. Регион этот достаточно активен сейсмически, вполне возможно что лодка врезалась в возникшую в результате подводной активности новую скалу. Тогда возникает вопрос как же огромное количество гидролокаторов и прочих новейших примочек. В этом случае получается что штурмана на лодке банально не умеют ими пользоваться Или правильно понимать показания этих мощных и навороченных устройств. Да и то что субмарина оснащенная по последнему слову техники не увидела скалу, тоже как то смутно верится.
Вариант второй. Столкновение.
Южно-Китайское море это достаточно судоходный регион, подводные лодки имеют много расположенных в регионе государств таких как Китай, Вьетнам и Малайзия. В регионе так же могли присутствовать АПЛ России, Франции.
Лодка класса SeaWolf создана для слежения за АПЛ России которые не сильно уступают ей по скрытности, а некоторые может быть и превосходят. Но присутствие АПЛ России в том регионе маловероятно. Столкновение с лодками Вьетнама или малайзии вызвало бы гибель любой из этих лодок. Вьетнамские ВМС имеют на вооружении ДПЛ "Варшавянка" постройки России. ВМС Малайзии вооружены лодками типа «Скорпен» имеющим водоизмещение в 2 раза меньше варшавянки. Столкновение с варшавянкой водоизмещением около 3000т. такой лодки как Конектикут, примерно 10 000 т. водоизмещением, имело бы печальные последствия. Вообще нужно исключить столкновение так как это сложно утаить. Мало какая лодка может выдержать столкновение с подводным объектом идущим на скорости и имеюшим вес 10 000 т. Такое наверно способен пережить только ракетоносец пр.941 "Тайфун" который имеет водоизмещение в 4 раза больше Конектикута, и даже эта махина скорее всего вынужденна была бы всплыть на поверхность. И факт столкновения скрыть бы не удалось. Но возможно всякое, все написанное это всего лишь мои догадки.
Да и маловероятно, что лодки Китая смогли достигнуть такого уровня акустической скрытности, чтобы быть незамеченными лодкой США. Так что всерьез рассматривать столкновение двух АПЛ мне кажется бесмысленным. Может там была другая лодка США и Конектикут боднул ее, и она смогла уйти незамеченной, тож как то смешно звучит.
Вариант третий Заключительный.
Столкновение с подводным объектом в результате неумелого слежения за ПЛ вероятного противника мне кажется более вероятным. Что делала Конектикут в Южно-Китайском море? Следил за ракетоносцами КНР, это его прямое назначение. В режиме слежения лодка не может использовать все эти чудо сканеры и гидролокаторы так как они все активны и позволяют обнаружит АПЛ на очень больших дистанциях. Вот туту уже нужен профессионализм штурмана который мог быть недостаточно квалифицирован и совершил ошибку в результате врезался в скалу. Либо никто не знал что там появилось что-то новое в результате сейсмоактивности. Об этом не мог знать никто и лодка просто влетела в скалу которой не было на картах. Мне этот вариант кажется более вероятным потому что американцы всегда надеялись на автоматизацию, и при ее отказе очень часто просто не знают что делать, так как вероятнее всего такие тренировки проводят редко.
Правды мы скорее всего не узнаем никогда. Случаев навигационных ошибок во флоте США хватает. Но это уже другая история.
Если вам понравилось, то пишите свое мнение в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь. Особая благодарность тем кто сделает репост в соц сети.