Раз, два, три, четыре, пять – лучше хвори нам не знать!
Помню то время, когда в Манчаже на высоком уровне было развито здравоохранение: функционировали поликлиника, где приём осуществляли узкие специалисты и детская консультация; работали хирургическое, терапевтическое, инфекционное, детское отделения. Был рентгенкабинет, своя лаборатория. Каждый житель мог получить квалифицированную помощь на месте и своевременно, поэтому с особой теплотой вспоминаются медицинские работники того периода. И я поведу рассказ о медсестре детского стационара Т. П. Кондрашиной.
Маленького роста, значит - в детское отделение
- Годы идут, - начинает Тамара Павловна, - и многие мои первые пациенты стали мамами и папами, а сейчас уже бабушки и дедушки. Детская больница была для меня вторым домом.
В 1951 году Тамара вместе с подругами Галиной Кондрашиной, Зоей Волковой, Зоей Путиловой, Зоей Кондрашиной после окончания Красноуфимской школы медицинских сестёр вернулась в Манчаж. Подружек распределили по разным отделениям. Николай Михайлович Савельев, главврач участковой больницы, окинув взглядом худенькую, низенького роста Тамару, сказал: "А вот эту маленькую отправим в детское отделение - ей там самое место".
А когда в Манчаж для консультации приехал Леонид Антонович Самойлов, заведующий хирургическим отделением Красноуфимской больницы, преподаватель хирургии в школе медицинских сестёр, то увидев любимую ученицу в детской больнице, безмерно удивился:
"Я был уверен, что ты будешь хирургической сестрой!"
Тамаре нравилось постигать сестринское дело, хотя было трудно. От семьи особой помощи не было - мама одна поднимала шестёрку детей. Хорошо, что хозяйка, пожилая женщина, подкармливала услужливую квартирантку - студентку, которая помогала ей во всём. А работать Тамара умела!
И быстро повзрослеть пришлось
Родилась Тамара Павловна в 1932 году в Манчаже. Отец, Павел Александрович Мангилёв, трудился в колхозе "Красный Урал", был заведующим овцефермой. В 1941 году ушёл на войну. Сначала семья получала письма с фронта, а в последнем отец сообщил: " Завтра предстоит страшный бой, и вряд ли я выживу…" Затем пришло известие, что отец пропал без вести. Зоя, Вася, Наташа, Тамара, Анфиса, Геннадий - все, мал -мала меньше, осиротели.
Мама, Ксения Степановна, была разнорабочей. По всему лету пропалывала колхозные поля, брала с собой и всех своих ребятишек.
- Не знаю, как мы выдержали, - говорит Тамара Павловна, - руки издирали осотом до крови. Но больше донимал голод. То, что отец заработал на трудодни, нам не отдали. Остались мы без зерна и муки. Осенью выкопали картошку, а она, как на притчу, в голбце вся замёрзла. Дров заготавливать не разрешали. Какие сучки насобираем в лесу, тем и топили. Пришлось нам, чтобы как - то выжить, ходить по деревням и менять вещи, нажитые при отце, на картошку. А весной я, малюсенькая, ходила за пиканами. Отварим их, поедим и опять живём. Спасались щавелем, крапивой. Радовались горстке муки, что выдавали в колхозе. Заливали её кипятком и хлебали эту заваруху, а то смешивали с гнилой картошкой да лебедой и пекли лепёшки. Чуть легче стало, когда мама устроилась работать охранником в коммунальное хозяйство, там начали выдавать карточки на хлеб. Корову не смогли держать - кормить нечем. Она у нас с голоду обезножила. Помню, как всей семьёй при помощи верёвок поднимали её на ноги и выводили на первую травку. Тяжело жили. Детства не видели - быстро повзрослеть пришлось.
Школьные годы также сопровождались работой на колхозных полях. Всё лето ученики трудились: гребли сено, пололи зерновые. В августе участвовали в уборке хлебов: таскали на повозки снопы, связанные матерями, собирали колоски. По всей осени копали картошку. Было даже время, когда Тамаре, одиннадцатилетней девочке, пришлось на шесть месяцев бросить учёбу - работала на веялке. Но, несмотря на трудности, Тамаре удалось окончить семь классов. После чего год она проработала страховым агентом в райфинотделе. А потом, вслед за подружками, решилась выучиться на медсестру, о чём ни разу не пожалела.
Фея в белом халате
Детским отделением, куда пришла работать молоденькая медсестра, заведовала Е. П. Кондрашина (Тихонова), строгая, требовательная, но справедливая.
- Я безмерно уважала Евдокию Петровну, - рассказывает Тамара Павловна, - она многому меня научила, а когда она уехала из Манчажа, мы с ней долгое время переписывались. Я трудилась дневной медсестрой, а ночными были Мария Дмитриевна Трусова, Ольга Ивановна Тихомирова, Людмила Михайловна Перескокова. Санитарками работали Полинария Куляшова и Екатерина Смирнова. Трудное нам досталось время. Отделение всегда было переполнено, на лечении находилось до тридцати человек. Наша больница принимала не только манчажских детей, но и из близлежащих населённых пунктов: Азигулово, Бакийково, Биткино, Усть - Манчажа, Дружино - Бардыма, Верхнего и Нижнего Бардымов, Симинчей, Кадочниково, Токарей. И только тем мамам , детям которых не исполнился годик, разрешали находиться вместе с ними. Забота по уходу за малышами ложилась на плечи сестёр и санитарок. Но сложным было не это, а отсутствие действенных медикаментов. Дети в то время были подвержены простудам, переходившим в пневмонии и бронхиты. Антибиотиков не было. Мы наливали в ванну по восемь вёдер тёплой воды и грели в ней маленького пациента. Ингаляции делались "бабушкиным" способом - нагревали кастрюлю воды, добавляли соду, а затем заматывали ребёнка в пелёнку и вместе с ним накрывались одеялом и дышали над этой кастрюлей горячим паром. Самым эффективным способом борьбы с простудными заболеваниями считали горчичники и банки. Но особенно страдали дети, заболевшие менингитом.
Немало слёз пролила Тамара Павловна над умершими детьми. Но вскоре появился пенициллин, и сразу стало полегче. Инъекций было много. Шприцы постоянно стерилизовали. Капельницы собирали из отдельных резинок, системы промывали в специальных растворах. А ещё постоянный шум, детский плач, крики. Не каждый выдерживал такую нагрузку, но Тамара Павловна, обладающая мягким характером, смогла не только добросовестно выполнять назначения врача, но и стать для больных детей доброй феей.
- Я любила их всех, - признаётся медсестра, - следила за состоянием здоровья, превращая процедуры в игру. Измеряю пульс, температуру, артериальное давление, а сама улыбаюсь, словно нет ничего добрее и светлее, чем дело, которым мы сейчас занимаемся. И дети не боялись, смело протягивали ручонки. И лекарства принимали играя. А уж как витаминки любили! Ребята ждали меня. Мне удавалось легко попадать в венки, и внутривенные вливания становилась для них не такими уж и страшными. Запомнила пятилетнего мальчика Рашида Саярова, неотлучно следовавшего за мной. Ухватится за халат и не отходит ни на шаг. Всех обнимала, гладила, ведь избавившись от эмоционального напряжения, дети быстрее выздоравливали.
Обладающую милосердием и ответственностью медсестру не раз отправляли в г.Каменск -Уральский, где находился Дом малютки. Туда она отвозила новорожденных, чьи матери умирали при родах и которых не забирали родственники. К слову сказать, в Манчаже был роддом, и трудились там Л. М. Костерина, В. А. Панова, А. В. Малышева, М. С. Мякишева, Т. В. Ромазанова, Э. М. Новокрещенова.
- В те времена, - вспоминает Тамара Павловна, - таких малюток медики отвозили своим ходом на поезде. А памперсов не было, бутылочку держала подмышкой, чтобы молоко не остывало. Вот и представьте себе, каково было.
Тамара Павловна проходила специальные курсы и физкабинете, что существовал при детской больнице, проводила различные физеопроцедуры. Вот так и получилось, что практически всю жизнь Тамара Павловна проработала в детской больнице. При ней, помимо Е. П. Кондрашиной, заведующими отделения были Алевтина Васильевна Исаева, Мария Григорьевна Панова, Анна Юльевна Катырева, Тамара Ивановна Чекнова. Медсёстрами также трудились Раиса Шакуровна Хурамшина, Мансура Фаиковна Габдулхакова, Фания Анваровнва Байрамгулова.
Будучи на пенсии, Тамара Павловна продолжала работать медсестрой, а потом и санитаркой. И лишь в 1994 году она ушла на отдых.
И нет профессии лучше
За свою трудовую практику Тамаре Павловне пришлось попробовать себя и в качестве медсестры процедурного кабинета, и медсестры инфекционного отделения, куда она ушла вслед за своей наставницей Е. П. Кондрашиной и проработала в течение пяти лет. В отделении трудились врачи: Александра Тимофеевна Прокудина, Анна Савельевна Смирнова, Нина Михайловна Катырева; медсёстры: А. И. Кузнецова, Л. М. Перескокова; санитарки: А. И. Изгагина, В. Н. Кардашина.
Работала она медсестрой и в автохозяйстве, выпуская на линию водителей автобусов и грузовиков.
- Работать было трудно везде, - признаётся Тамара Павловна, - но нет профессии лучше! При мне главными врачами участковой больницы трудились Н. М. Савельев, М. А. Старикова, И. А. Паниковский, В. И. Катырев, А. А. Катаев. А как мы все дружно жили. Когда в Манчаж приехали педиатры, супруги Катыревы, то в среде медиков начала развиваться художественная самодеятельность. Анна Юльевна и Виктор Иванович превосходно пели, поэтому организовали хор. Среди медсестёр потрясающе пела Нина Павловна Кардашина. В клубе с нами занимался П. Н. Тюрин, мы выступали перед населением. А ещё мы устраивали лыжные вылазки.
Всё будет хорошо!
Личная жизнь Тамары Павловны тоже удалась.
- У меня был замечательный муж, - рассказывает счастливая женщина, - мы поженились в 1959 году и прожили вместе 54 года. Сначала Александр Петрович работал трактористом, потом, выучившись на электрика, трудился в Электросетях, был и плотником в коммунальном хозяйстве, долгое время кочегарил на молзаводе.
Жили мы вместе с его родителями. Держали много скотины, был большой огород. Родили и воспитали две дочери: Ирину и Елену. Сейчас у меня два внука, внучка и правнук. Что ещё надо для счастья?!
И я, соглашаясь с героиней нашего рассказа, добавлю, что и по сей день Тамару Павловну помнят коренные манчажцы, уважают, а при встрече улыбаются, как тогда в далёком детстве, когда больничная фея, ласково гладила их по голове, прижимала к себе и говорила: "Миленькие, всё будет хорошо!"
Татьяна Костырева
2021 г