Продолжаем тему предыдущей статьи и на примере конкретной истории рассмотрим влияние фонематического слуха на усвоение школьной программы.
На Первичной Консультации я изучала историю развития ребёнка, и с речью у него всё было хорошо. Как вдруг мама говорит: «Единственное меня всегда напрягало то, что он плохо учит стихи, наверное, у него плохая память».
Что же будет с таким ребёнком, когда он отправится в школу? Конечно же, на уроках русского языка он не сможет хорошо написать ни одного диктанта.
Почему же так происходит?
У данного ребёнка нормальное звукопроизношение, развитая и связная речь, у него всё хорошо со слоговой структурой, с лексикой и грамматикой. Однако у ребёнка есть нарушение фонематического слуха, который никто ранее не проверял, так как всё было хорошо со звукопроизношением. Но здесь дело точно не в плохой памяти, как думают многие!
Фонематический слух – это различение фонем русского или других языков, то есть различение звуков. Здесь задействуются специальные центры, которые организованы на коре головного мозга – область Вернике.
Если эта область нарушена:
- Ребёнок не слышит близкие звуки: с-ш. Для него это одно и то же, например, говорить он будет «шапка», но на письме будет писать «сапка».
- Или же у ребёнка будет нарушен фонематический слух на уровне артикуляторных обозначений, то есть звуки р-л будет путать на письме.
- Также сюда относится пропуск гласных или пропуск согласных звуков. Ребёнок не может услышать начало и конец предложения или же будет переставлять слоги в словах.
Фонематический слух – это серьезное нарушение, за которым нужно обязательно следить и проверять в дошкольном возрасте!
При диагностике фонематического слуха мы берём разные этапы формирования и уровни развития: на уровне слога, слова, предложения, длинной фразы и текста. Ребёнок может повторить простое слово, но, например, фразу из трёх слов повторить уже не удаётся. И кажется, что это точно нарушение памяти, но нет! Дело в нарушении фонематического слуха.
Слух ребёнка не удерживает фразу. Соответственно, такие дети не могут успешно писать диктанты, так как не улавливают и не удерживают фразу полностью. Только представьте состояние такого ребёнка, когда учитель диктует предложение сначала медленно, а затем повторяет снова, но ребёнок не успевает даже за этим! В результате у него начинается внутренняя истерика.
Читать предыдущую статью: "Нескорректированные нарушения устной речи в дошкольном возрасте" (кликните).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.