Найти тему

Адриан Чайковски. Дети времени

ПАУКИ ИЛИ ЛЮДИ?

Адриан Чайковски. Дети времени. – М.: Эксмо, 2020. – 560 с. – (Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ).
Адриан Чайковски. Дети времени. – М.: Эксмо, 2020. – 560 с. – (Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ).

Биолог Аврана Керн мечтает «вывести» новую разумную расу, свободную от родовых недостатков человечества. Тем более, что в романе «Дети времени» человечество, доведя до крайности свои негативные устремления и сопутствующие им опасные действия, вплотную подбирается к закономерному финалу – угрозе потерять Землю, как среду обитания. Одну из планет в далёкой звездной системе, заранее подготовленную терраформированием, доктор Керн предполагает заселить обезьянами. Десять тысяч приматов на борту орбитальной станции Брин-2 уже ждут десантирования в «Мир Керн». Ускоренный интеллектуальный прогресс будущей цивилизации обезьян должен обеспечить специальный вирус. Но на старте эксперимента один из противников программы Керн, представляющий движение НУН (Non Ultra Natura), объединяющее противников вмешательства в естественные прогрессы, осуществляет теракт, станция Брин-2 гибнет, а огромный контейнер (Бочка) с обезьянами сгорает в атмосфере планеты. Сама Аврана Керн спасается в гондоле, предназначенной для наблюдения за планетой и её подопытными обезьянами, но система доставки вируса (Фляга) всё-таки достигает цели – поверхности будущего «Мира Керн», где вирус немедленно начинает распространяться, претворяя в жизнь заложенную в него эволюционную программу. Только вот носителями разума под его воздействием становятся не обезьяны, как планировала Керн, а членистоногие животные – пауки и, отчасти, муравьи и ракообразные.

Пересказанное мною – это лишь зачин большой книги Адриана Чайковски, включающей тысячелетние временные промежутки, на протяжении которых происходит действие этой саги. Читателю представлены эпизоды из жизни арахнидов и обитателей ещё одного земного звездолёта-ковчега «Гильгамеша», стартовавшего с остатками человечества уже с окончательно погибшей Земли спустя два тысячелетия после начала эксперимента Керн. Пытаясь отыскать себе новый дом во Вселенной, люди используют звёздные маршруты, проложенные многие века назад могущественной Старой Империей, когда-то занимавшейся терраформированием подходящих планет. Есть и третья нить повествования – существование Авраны Керн в симбиозе с кибермозгом наблюдательной гондолы на орбите. Но все эти эпизоды вовсе не выглядят отдельными фрагментами, а складываются как бы в непрерывное и целостное описание. Объясняется это тем, что на «Гильгамеше» основные действующие персонажи – одни и те же, просто время от времени они ложатся в анабиоз. Что касается пауков, то автор применил занятный приём – нескольким арахнидам из разных времён на протяжении ряда поколений он даёт одни и те же имена: Порция, Бьянка, Фабиан. Подобный приём (одинаковые имена у героев из разных поколений) использовал Габриэль Гарсиа Маркес в своём романе «Сто лет одиночества». Читатель получает возможность следить за развитием цивилизации пауков через этих героев, разных, но в чём-то одинаковых, ведь у арахнидов в романе, благодаря перманентному воздействию вируса, появилась возможность пользоваться памятью предыдущих генераций, получать информацию, так называемое Понимание, на генетическом уровне. Кстати, нечто подобное применяет Джеймс Блиш в повести «Поверхностное натяжение».

Адриан Чайковски. Дети времени. – М.: Эксмо, 2020. (без суперобложки).
Адриан Чайковски. Дети времени. – М.: Эксмо, 2020. (без суперобложки).

О чём пойдёт речь в романе Адриана Чайковски после неудачного старта проекта доктора Авраны Керн по заброске обезьян на терраформированную планету?

Очень коротко.

Керн в орбитальной гибернации многие сотни лет ждёт, когда с планеты придёт сигнал, означающий, что оплодотворённый вирусом разума род приматов достиг нужного технического, интеллектуального и культурного развития. Аврана понятия не имеет, что всё её обезьяны давно погибли. Всё это время социум пауков, в котором рулят паучихи, развивается особенным путём, где в силу воздействия вируса и специфической анатомии паукообразных, биохимический прогресс становится определяющим. Возможные преимущества техноцивилизации арахнидам, особенно в начале их эволюционного пути, просто не понятны. Медленно, но неуклонно избавляясь от косности и предрассудков (типа поедания самками партнёров после полового акта), пауки подчиняют своим целям колонии муравьёв, налаживают связи с ракообразными обитателями планеты, делают попытки наладить контакт с гондолой доктора Керн, сигналы с которой арахниды принимают за некие божественные указания.

А что же происходит с людьми? Космический корабль-ковчег «Гильгамеш» с последними остатками человечества много лет назад уже побывал возле планеты пауков, пытаясь осуществить высадку на неё, но получил жёсткий отпор со спутника Керн, фанатично защищающей своих мифических обезьян. Следуя звёздным картам Старой Империи, «Гильгамеш» тратит тысячелетия на путь к ещё одной терраформированной когда-то предками землян планете, но та, полностью занятая колонией грибов и отравленная их ядовитыми спорами, оказывается абсолютно непригодной для жизни человека. Потрёпанный «Гильгамеш» возвращается к планете пауков вместе с время от времени просыпающимся экипажем и бригадами ремонтников, непрерывно латающих разваливающийся корабль, а также с находящейся в анабиозе огромной партией колонистов. Людям некуда деваться, единственный шанс выжить – обосноваться в «Мире Керн».

В финале вся эта триада (люди, пауки и Керн) вступает в непосредственное взаимодействие. Звездолёт землян, собирающихся атаковать арахнидов, разумная раса пауков, достигшая определённых высот и мозг Керн (вернее, то, во что он превратился). Чем закончилось это противостояние – узнаете из книги.

Adrian Tchaikovsky. Children of Time. London: Tor Books, 2015.
Adrian Tchaikovsky. Children of Time. London: Tor Books, 2015.

В 2016 году роман «Дети времени» получил премию Артура Кларка (Arthur C. Clarke Award). Если вы уже читали о цивилизациях арахнидов в произведениях Колина Уилсона или Вернона Винджа – прочитайте и роман Адриана Чайковски. Если не читали – тем более прочитайте. Во всяком случае, лично я осваивал эту книгу не без интереса. Конечно, некоторые допущения автора довольно спорны. Самый очевидный – Аврана Керн на своём наблюдательном спутнике, достаточно оснащённом, чтобы даже перехватывать управление звездолётом землян, до смешного долго не может понять, что её подопечные на планете вовсе не обезьяны, а пауки. Присутствует некоторая схематичность характеров человеческих персонажей, да и в переводе имеются огрехи.

Но все недостатки романа для меня перевешивает его масштабность, грандиозный временной охват, любопытное персонифицированное изложение эволюции арахнидов, энтомологические примочки, в которых Чайковски – дока, а также – доходчивость и достоверность книги. Да, именно достоверность! Как ни шатки некоторые построения автора, они не вызывают категорического отторжения, книжку не хочется немедленно захлопнуть, желание узнать дальнейшую судьбу героев (и цивилизаций!) побеждает.

-4

Несмотря на то, что роман «Дети времени» выглядит вполне завершённым, Адриан Чайковски написал его продолжение, и в прошлом году (2019) оно увидело свет. Книга называется Children of Ruin. Если быть точным, это не продолжение, а роман о том же мире, но с другим конфликтом и героями. Издательство «Эксмо» сообщает, что работа над переводом уже идёт, книга будет издана в России.

Адриан Чайковски. Чернь и золото. – М.: Астрель, Полиграфиздат, 2012.
Адриан Чайковски. Чернь и золото. – М.: Астрель, Полиграфиздат, 2012.

В жизни вне литературы Адриан Чайковски – геймер и энтомолог-любитель. Писатель утверждает, что любит насекомых с детства, а их использование в произведениях позволяет ему играть с культурами. Не случайно в фэнтезийном десятикнижии Чайковски Shadows of the Apt действуют различные расы насекомолюдей (в России в 2012 году была напечатана лишь первая книга данного цикла под названием «Чернь и золото»).

Адриан Чайковски. Псы войны. -  М.: Эксмо:  Fanzon, 2018.  Серия: Fanzon.neo Фантастика.
Адриан Чайковски. Псы войны. - М.: Эксмо: Fanzon, 2018. Серия: Fanzon.neo Фантастика.

Ещё одна вещь Чайковски, с которой мог познакомиться отечественный читатель – роман «Псы войны» о боевом псе-биоформе, наделённом искусственным интеллектом. Эта вещь, изданная «Эксмо» в 2018 году, адресована, скорее, юношеству и выполнена в формате близком к «янг эдалт». Для полноты картины упомяну повесть Адриана Чайковски «Хоть в пушечном жерле» в составе антологии «Голоса чертовски тонки» – своеобразном трибьюте Вильяму Шекспиру, которая вышла в издательстве АСТ в 2017 году (серия «Мастера магического реализма»).

© Владимир Ларионов

#чайковски #отзывы вл #зарубежная фантастика