Найти тему
"Живу - думаю - пишу"

«О войне мы узнали из книг»

-2
-3

Одна из самых печальных дат в нашей истории это дата начала Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов в исторической памяти народа сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, и патриотизма. Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории. Прочтение книг известных авторов поможет осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы.

Виктор Петрович Астафьев - выдающийся русский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. На фронте был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». Пережитое на войне, война, какой видел ее Виктор Астафьев на передовой, стали центральной темой творчества писателя.

*Прокляты и убиты.

Роман-эпопея «Прокляты и убиты» охватывает два эпизода из Великой отечественной войны: подготовка новобранцев недалеко от Бердска и переправу через Днепр и бой за удержание плацдарма.

Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» - это «взгляд в прошлое»: о событиях Великой Отечественной войны писатель рассказывает в произведении 1990-ых годов. Однако «давность» романа почти незаметна – настолько яркие и детализированные картины создает здесь автор. Кажется, будто сам присутствуешь там, в Сибири 1942-43 годов, вместе с мальчишками 21 запасного пехотного полка, вырванными из дома для подготовки к «смертельной» операции – форсированию Днепра. Многие из этих ребят больны и долго в казарменных условиях они просуществовать не смогут. И действительно, в произведении жизнь описана «немилосердно» - автор погружает нас в атмосферу голода, холода, страшных болезней, грязи и вони бараков, нужников, обовшивевших в коросте тел, отрепьев одежды, заскорузлой обуви, истлевших портянок. Роман «Прокляты и убиты» он наполнил невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».

Герои Бориса Леонтьевича Горбатова в повести «Непокоренные» просто списаны с натуры. Писатель их знал. После освобождения Сталинграда он освобождал свой родной Донбасс. Начинается повесть с того, как наши войска отступают, и заканчивается их наступлением, а между этими событиями год жизни заводского поселка, оккупированного фашистами. Данная повесть - это первая попытка описать, что происходило на оккупированной территории, как люди бедствовали и боялись.

* Непокоренные.

Повесть "Непокоренные" (1943) - одно из лучших произведений советского писателя Бориса Горбатова - о мужественной борьбе советского народа против гитлеровских оккупантов. Повесть "Алексей Куликов, боец" (1942) - также о Великой Отечественной войне, о солдатах, героических защитниках Родины.

В повести три главных персонажа. Отец - Тарас Яценко и сыновья Степан и Андрей (как у Тараса Бульбы Гоголя). Сам глава семейства отказывается для немцев восстанавливать завод, занимается саботажем. Старший сын Степан - организует подпольную организацию. Подпольщицей становится дочь Тараса Настя, только что закончившая школу. Попавший в плен младший сын Андрей пересекает линию фронта и возвращается в свой город с освободителями. Отец его винит и считает изменником, явно поддавшись призывам Сталина.

Несомненно, автору было непросто открывать всю правду о войне, мешали идеологические шоры, касаться такого материала было немного охотников.

Например, описание работы подпольной группы под руководством Степана. Создав подпольную группу, Степан приходит к выводу, что среди тех, кто в мирное время пользовался официальным доверием, оказались и трусы и предатели, а среди неприметных и строптивых немало до конца верных Родине, подлинных героев.

* Бек, Александр Альфредович. Волоколамское шоссе.

«Волоколамское шоссе» Александра Бека было впервые опубликовано в годы Великой Отечественной войны, но книга до сих пор не потеряла своего значения. Писатель сумел не только дать в своем произведении правдивое отображение событий, участником которых был, но и глубоко осмыслить их общественно-политическую суть. В книге описываются трудные дни накануне первой серьезной победы советских войск под Москвой. А. Бек убедительно показывает, как и благодаря чему части Советской Армии стали для врага непреодолимым заслоном на Волоколамском шоссе. Сквозь рассказ главного героя книги Баурджана Момыш-Улы о собственной боевой судьбе зримо и во весь рост проступают образы его воинского наставника Ивана Васильевича Панфилова и бойцов-панфиловцев, показавших всему миру подлинные чудеса героизма.

«Волоколамское шоссе» - книга Александра Бека состоящая из четырех повестей, объединенных общим названием о батальоне дивизии генерала Панфилова, которые окружены и прорывают вражеское кольцо и воссоединяются с нашими частями. Очень интересен образ самого генерала Панфилова, в прошлом рядового солдата, сохранившего до смертного часа солдатскую скромность, умевшего управлять, воздействовать не криком, а умом. Повесть достоверна даже в мелочах. Это своеобразная хроника кровопролитных боев под Москвой, помогающая понять, почему немецкая армия не могла взять Москву.

Первые произведения Константина Дмитриевича Воробьева имели странную, неожиданную судьбу. Известность пришла к нему в 1963 году, когда его повесть «Убиты под Москвой» (1961), отвергнутая многими журналами и издательствами, была напечатана А. Твардовским в «Новом мире». Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения. Воробьев был одним из первых наших писателей, кто нашел в себе мужество замолвить слово за незаслуженно выпавших из списка героев войны, людей в условиях куда более трудных, нежели самые сложные условия жизни на фронте – во вражеском плену, сохранивших верность Отчизне.

О творческом писательском таланте К. Симонова говорили, что у него острота зрения и повадка прозаика.

* Симонов, Константин Михайлович. Разные дни войны.

Корреспондент "Красной Звезды" Константин Симонов с первых дней войны 1941-1945 годов вел дневник судьбоносных для всего мира событий, оценивая их умом и сердцем писателя и человека, которому небезразличны не только итоги тяжких сражений, но и судьбы людей, с которыми сводила его война на всех ее фронтах, - а Симонов побывал на всех. Они позволяют погрузиться в водоворот событий на полях сражений и в тылу, увидеть непростые будни военных корреспондентов. составили военные дневники К. М. Симонова, в то время корреспондента «Красной звезды», охватывающие события 1941 года. Подзаголовок этой книги «Дневник писателя» во многом определяет ее характер. В предисловии к книге К. Симонов писал: «Что касается писателей, то, по моему мнению, сразу же, как кончится война, им нужно привести в порядок свои дневники. Что бы они ни писали во время войны и как бы их за это ни хвалили читатели, все равно на первый же день после окончания войны самым существенным, что они сделали на войне за войну, окажутся именно их дневники». Константин Симонов за войну, в промежутках между поездками на фронт в качестве военного корреспондента, написал две книги стихов, три пьесы и повесть «Дни и ночи», но как говорил он сам, «успевая одно – не успевал другого». Книга «Разные дни войны» была написана писателем через тридцать лет после окончания войны. Она вобрала в себя не только военные записки, корреспонденции, фронтовые блокноты и дневники, но и личные воспоминания писателя, его размышления о войне, навеянные работой с архивными материалами. «Разные дни войны» – это в первую очередь портрет «без прикрас» и самого Константина Симонова, это трезвый, а порой до жесткости правдивый взгляд на самого себя и на то время, в которое он жил.

Так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Однако и женщины много сделали для победы...

В годы Великой Отечественной войны они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Об этих женщинах-солдатах идет речь в документальной повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В этой книге собраны воспоминания более двухсот рассказов - исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц, партизанок, «обыкновенных военных девушек», как они сами себя называли, в которых они рассказали о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всем, что они видели там, на фронте. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Читая эту книгу, поражаешься, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны.

Именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы для нас состоялось будущее, те девушки много лет назад воевали.

* Алексиевич, Светлана Александровна. У войны не женское лицо.

Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич "Голоса Утопии". Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. "У войны не женское лицо" - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.

* Васильев, Борис Львович (1924-2013). А зори здесь тихие...

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." - одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.

Действие повести происходит на Синюхиной горе. В расположение зенитно-пулеметной батареи заброшены шестнадцать диверсантов и старшине Васкову с пятью девушками- зенитчицами необходимо их уничтожить.

Девушки Комелькова, Осянина, Четвертак, Гурвич и Бричкина - очень разные, у каждой из них до войны была своя жизнь, свои интересы.

Галя Четвертак была из детского дома. Она была подкидышем. Это ей в детском доме дали фамилию Четвертак, потому что меньше всех в четверть ростом вышла. Соня Гурвич - из большой дружной семьи участкового врача, училась в университете, донашивала перешитые платья сестер и бегала вместо танцев в читалку и театр, Рита Осянина - вдова героя - пограничника, погибшего во второй день войны в утренней контратаке. Ее пытались отправить в тыл, но она настояла, чтоб ее взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу, а затем отправили на тот - же участок, где погиб ее супруг. Лиза Бричкина - все свои девятнадцать лет прожила в ожидании завтрашнего дня. Подружки ее уже давно окончили школу: кто уехал учиться, кто вышел замуж, а Лиза ухаживала за больной матерью, помогала отцу по хозяйству и ждала завтрашнего дня..., Евгения Комелькова - несмотря на все свои жизненные трагедии, осталась чрезвычайно общительной, веселой и озорной.

Защищая Родину, спасая друг друга, девушки все погибают.

В конце произведения, когда старшина Васков поймал немцев, кричал:

«Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!...

* Некрасов, Виктор Платонович. В окопах Сталинграда.

Повесть Виктор Платоновича Некрасова - одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне, впечатляющее повествование о том, что ему довелось пережить на фронте. После поражения наших войск под Харьковом и отступления полк лейтенанта Керженцева оказывается в Сталинграде, где в сентябре-ноябре 1942 года происходят решающие события в битве за город. Эту повесть называли и называют одной из самых правдивых книг о той войне. В ней нет подтянутых солдат в красивой форме, шагающих под реющими знаменами - только честные картины боя и выживания на фронте. Нет портретов вождя, генералов и политработников, главные герои повести - офицеры и солдаты. В ней нет ни идолопоклонства, ни великих военачальников. Есть война - жестокая мужская работа, и есть люди - простые солдаты и командиры, которые должны выполнить эту работу до конца… Сразу после публикации на автора обрушился шквал официозной критики, но...волей "отца народов" (И. Сталина) книга получила Сталинскую премию. Действительно, автор описал войну такой, какой он видел ее своими глазами. Сталинградская битва начиналась для него на перепутьях летнего отступления 1942-го года, под бомбами первого налета на город. Потом бои на Украине, в Польше, одно ранение, второе, госпиталь. На защитников навалилась война, тянувшаяся уже второй год, оба летних отступления, но, несмотря на все трудности фронтовых будней, отношения между героями повести простые и сердечные. Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, испытывает придирчиво: «На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валера вот читает по складам, в делении путает, не знает, сколько будет семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину - за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае - он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами... Вот это и есть русский человек. Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела - покажет себя». Герои повести не чувствуют себя пешками в руках всеведущего старшего. Они утвердились в гордом сознании своего достоинства. С таким чувством вернулись с войны солдаты, с таким чувством Некрасов писал повесть о Сталинграде.

Повесть «Звезда» была задумана Э. Казакевичем в 1944 году под Ковелем, где готовилась крупная наступательная операция советских войск, приобрела всемирную известность, переиздавалась более пятидесяти раз.

*Казакевич, Эммануил Генрихович. Звезда.

Перу Эммануила Генриховича Казакевича принадлежат одни из самых лучших и честных произведений о Великой Отечественной войне. «Звезда» — позывные группы войсковых разведчиков, ушедших в рейд по вражеским тылам, чтобы ценой своих жизней добыть сведения о танковой дивизии СС. В рассказе "Красное вино победы" действие происходит в мае 1945 года. Автор, от лица которого идет повествование, находился в полевом госпитале под Серпуховым. Фронт был далеко и после того, что там происходило, белые стены и кровати госпиталя казались чем-то нереальным. По радио передавали последние новости, пал Будапешт, фашисты были изгнаны из Вены, советские войска шли к Берлину. Радио работало днем и ночью, и не было такой силы, которая заставила бы обитателей палаты его выключить. Каждый из них надеялся первым услышать весть об окончании этой страшной и кровопролитной войны...

«Звезда, Звезда!- громко закричала Катя.- Я Земля. Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя ..., но Звезда молчала. Молчала Звезда и на следующий день и позднее...»

Есть произведения, которые, как бы вырывают из истории судьбу одного или нескольких людей и рассказывают об их жизни на фоне военных событий. Это повесть «Сашка» Вячеслава Кондратьева, писателя - фронтовика, имя которого стало известно после публикации повести. Повесть посвящена нескольким дням солдатской жизни, связанных в памяти с Ржевом, где автор начинал войну. Главный герой повести деревенский паренек Сашка подобно тысячам и тысячам своих сверстников стоит насмерть под Ржевом. Эта повесть - суровый, правдивый рассказ из жизни солдата. Сашка по-юношески любопытен (любопытствует, сколько табаку и рому выдают немецким солдатам в день), ему знаком страх, знакомо ему и сострадание. Со всем народом он готов громить фашистов «...и уничтожать безжалостно! Но, когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым...»

Рассказ Шолохова «Судьба человека» - о нелегкой жизни солдата, который страдая и погибая прошел войну, он шел к победе не щадя жизни и в итоге оказалось, что он потерял всю семью. У него изранена душа, но он хочет быть кому-то нужным, полезным и любить. Он берет себе в сыновья мальчишку-сироту и заботится о нем. А мальчик счастлив! Он думает, что это его настоящий отец нашелся.

«Папка, ты куда свое кожаное пальто дел?»- В жизни у меня никогда не было кожаного пальто! Пришлось изворачиваться: «В Воронеже осталось», - говорю я ему».

«Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...»

Лирическая поэзия - самый яркий и объективный показатель душевного состояния общества в годы войны. Замечательные стихи Константина Симонова, Алексея Фатьянова, Иосифа Уткина, Ольги Бергольц, ставшей душой сопротивления блокадного Ленинграда, молодого поэта и др. Все они писали проникновенные стихи о войне, о героизме, о смелости, о дружбе, о любви... и о Родине и Победе.

Живое, глубоко личное восприятие Родины и ее истории, чувство преемственности героических, нравственных и культурных национальных традиций, святая ненависть к врагу – вот основные мотивы поэзии военных лет. Сборник стихов о войне «Идет война народная…» состоит из двух разделов. Первый – «Нам дороги эти позабыть нельзя…» – открывается стихами Анны Ахматовой и включает стихи всех известных поэтов-фронтовиков и тех, кто работал в тылу (Александра Твардовского, Константина Симонова, Давида Самойлова, Юлии Друниной, Булата Окуджавы и др.). Во втором разделе – «Война вошла в мальчишество мое…» – собраны стихи поэтов, чье детство совпало с военным временем (Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и др.). В конце книги приведены краткие биографические справки обо всех поэтах, чьи стихи включены в сборник.

Особая и важная часть творчества поэта и писателя Булата Окуджавы - поэзия и проза о войне.

* Окуджава, Булат Шалвович.

«В года разлук, в года сражений»: фрагменты из автобиографической повести писателя «Будь здоров, школяр», повествующей о том, как вчерашний школьник, совсем еще мальчишка, оказался на фронте. «Девушка моей мечты»: рассказ о трогательной встрече Окуджавы с мамой, вернувшейся в 1947 году из ГУЛАГа. «Спи, картошина...»: отрывок из последнего романа Булата Окуджавы «Упраздненный театр», повествующего о драматической судьбе родных и близких. «Утро красит нежным светом...»: автобиографический рассказ о событиях, которые происходят с юным романтиком Окуджавой в самом начале войны.

Эта территория священна для поэта и осваивает ее он с чувствами мальчика-добровольца, солдата из повести «Будь здоров, школяр» (1960-1961). Обнажены израненные души все видевших и переживших лирических героев его стихов: «Проводы у военкомата», «А мы с тобой, брат, из пехоты», «Ах, война, что ты, подлая, сделала?», «От войны войны не ищут», «До свидания, мальчики», «Воспоминание о Дне Победы», «Земля изрыта вкривь и вкось», «Дерзость, или Разговор перед боем», «Мое поколение», «Ах, оркестры духовые», «Послевоенное танго». В текстах песен – горечь и боль утрат, отрицание войны, живая память об ушедших и не вернувшихся с полей сражений…

Твардовский А. писал поэму «Василий Теркин» будучи фронтовым корреспондентом. Герой поэмы А. Твардовского Василий Теркин стал символом русского солдата, его образ предельно обобщенный, собирательный народный характер в лучших его проявлениях. Это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый лукавый собеседник. В его образе соединены богатейшие фольклорные и литературные традиции и современность. Теркин - боец, который совершает фантастические подвиги, человек необычайной стойкости (переплывает ледяную реку), он умелец на все руки (помогает старику починить старую пилу), шутник, за словом в карман не полезет. Произведение насыщено пословицами и поговорками, которые усиливают художественный эффект произведения. Судьба Теркина - судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, олицетворение силы духа и воли к жизни. Произведение имеет большую жизнеутверждающую силу.

Уже после войны в 1945-46 годах Твардовский создает свое самое сильное произведение о войне «Я убит подо Ржевом...». Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны. Все стихотворение - страстный монолог мертвого к живым, монолог-обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый.

…И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали.

Но она – спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам – все это, живые.

Нам – отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, –

Вы должны его знать…

Родина, война, смерть, любовь, ненависть к врагу, боевое братство, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - основные мотивы литературы о войне. Многие из них - подлинные шедевры и, несомненно, не утратят своего значения в будущем, будут правдивыми свидетельствами подвигов нашего народа и замечательным примером для поколений, не знающих войны. Вот эти произведения из фонда Самарской областной библиотеки для слепых:

*Виноградова, Любовь. Защищая Родину.

В созданной легендарной советской летчицей Мариной Расковой «Авиачасти № 122» не было мужчин. Все ее воины - летчики, штурманы, техники - вчерашние студентки, работницы фабрик и заводов, воспитанницы аэроклубов встали в строй и прошли долгую дорогу войны до дня Великой Победы. Исследователь Любовь Виноградова работала в архивах, изучала мемуары очевидцев, встречалась с участниками событий и членами их семей. Результатом этого кропотливого труда явилась уникальная историко-документальная книга, в которой детально, с любовью и горечью рассказывается об удивительных девушках, главным событием в жизни которых стала война. У многих героинь книги судьба была короткой и трагической. Свои жизни они отдали за Родину, которую любили и сумели спасти.

*Семенов Юлиан Семенович (1931-1993). Семнадцать мгновений весны.

Юлиан Семенович Семенов - советский писатель, историк, журналист, поэт, автор культовых романов о Штирлице, легендарном советском разведчике. Макс Отто фон Штирлиц (полковник Максим Максимович Исаев) завоевал любовь миллионов читателей и стал по-настоящему народным героем. О нем рассказывают анекдоты и продолжают спорить о его прототипах. Большинство книг о Штирлице экранизированы, а телефильм «Семнадцать мгновений весны» был и остается одним из самых любимых и популярных в нашей стране. «Семнадцать мгновений весны» – один из романов цикла, посвященного советскому разведчику Максиму Максимовичу Исаеву. Сюжет романа построен на противодействии попыткам сепаратных переговоров нацистских лидеров с представителями спецслужб США весной 1945 года. Действие романа разворачивается в феврале-марте 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне. Герой романа, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД, получает задание выяснить, кто из высших руководителей Рейха ведёт сепаратные переговоры с Западом...

Симонов Константин Михайлович. Живые и мертвые.

Роман Константина Симонова "Живые и мёртвые" - это трилогия, которая включает книгу первую - "Живые и мёртвые", книгу вторую - "Солдатами не рождаются", книгу третью - "Последнее лето". В трилогии К. Симонов рассказывает о событиях, происходивших в разных частях воюющего СССР. В первой книге трилогии «Живые и мертвые» автор воссоздает в судьбах своих героев мужественную борьбу советского народа против фашистских захватчиков в первые месяцы Великой Отечественной войны. Июнь-декабрь 1941 года - трагическая и героическая эпоха, изображения в первой книге романа "Живые и мертвые". От тяжелейших неудач, отступлений и окружений до первой большой победы под Москвой - путь нашей армии, а вместе с ней и героев романа.Все, что прошел главный герой Иван Синцов - окружение, ранения, плен, отступление, атаки, "штабную бюрократию", гибель друзей и многое другое - это то, что пережили люди в те далекие страшные годы Великой Отечественной войны. Дружба, любовь, честность, верность, патриотизм, героизм - только это в конце концов привело к победе. Константин Михайлович Симонов написал очень жизненный, правдивый и пронзительный роман о войне.

*Ради мира на земле.

Сборник, посвященный 45-летию Победы, составили произведения, рассказывающие о героизме советских людей в борьбе за независимость нашей Родины. В книгу включены рассказы А. Толстого, К. Симонова, Б. Лавренева, и др.

*Алексеев, Михаил Николаевич (1918-2007). Мой Сталинград.

В книгу известного русского писателя Михаила Алексеева включен документально-автобиографический роман "Мой Сталинград" и повесть в письмах "Через годы, через расстояния". Автор - участник Сталинградской битвы рассказывает о людях, чьими руками ковалась Великая Победа в Отечественной войне. Роман утверждает, что Сталинград был и остается величайшим символом характера нашего многонационального народа, примером мужества и стойкости государства. Повесть в письмах "Через годы, через расстояния" органично дополняет масштабное полотно романа щемящим чувством родства и единения двух сердец, разлученных дорогами войны, но не потерявших связующей их нити любви и понимания.

*Бондарев, Юрий Васильевич. Батальоны просят огня.

В повести «Батальоны просят огня» Великая Отечественная война показана глазами русского солдата, правда о войне. Писателем был поставлен вопрос о средствах, которыми победа была достигнута. Можно ли жертвовать жизнями отдельных людей ради общей цели? Можно ли оправдывать такие жертвы? По повести «Батальоны просят огня» снят одноименный сериал.

*Стаднюк, Иван Фотиевич. Москва, сорок первый.

Широко известен роман Ивана Стаднюка «Война», за который он был удостоен Государственной премии. Продолжением этой книги является вышедший в 1985 году в Воениздате роман «Москва, 41-й». В нем показаны оборонительное сражение под Москвой осенью 1941 года, деятельность Политбюро ЦК партии, ГКО и Ставки Верховного Главнокомандования по руководству поисками, по укреплению антигитлеровской коалиции.

* Семенов, Василий Васильевич. Славные дочери Отчизны.

Автор книги на конкретных фактах из фронтовой жизни самарских женщин, в художественной форме показали храбрость, мужество и героизм волжанок-фронтовичек, проявленные в Великой Отечественной войне.

* Данилевская, Нина Владимировна. Тропою разведчиков.

В этой книге рассказывается о том, как во время Великой Отечественной войны в неравном бою погиб комиссар отряда Василий Кременецкий. Тяжелораненый ординарец комиссара спрятал его сумку с важными документами в потаенном месте, но умер, не успев сказать товарищам, где она спрятана. Давно окончилась война. И вот в наши дни пятеро друзей-пионеров, ваших сверстников, случайно узнают историю сумки комиссара и решают найти ее. Эта книга не документальна, но славные подвиги героев повести живо передают мужественный облик защитников Крыма в годы Великой Отечественной войны. Один из авторов этой книги, Георгий Леонидович Северский, командовал во время войны соединением крымских партизан.

*Глазов, Григорий Соломонович (1925-1996). Расшифровано временем.

В повести автор рассказывает о сложных судьбах многих людей, о нелегком и мужественном пути советских солдат в годы Великой Отечественной войны, о духовных исканиях своих современников.

*Адамович, Алесь (1927-1994). Сыновья уходят в бой.

Книга рассказывает о героической и трагической судьбе подпольщицы, партизанки, идущей навстречу смертельной опасности вместе со своими детьми. Она и боец, и мать. Мать не только своим сыновьям, но и всем, кто вместе с ними, у кого война отняла тепло и ласку близких. Автор передает не придуманную сложность жизни и борьбы на оккупированной белорусской земле, где героическое и будничное было тесно переплетено.

Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. посвящается... Основу данного сборника составили воспоминания, фронтовые письма участников ВОВ. Настоящий сборник содержит комплекс документов личного происхождения, находящихся на государственном хранении в Государственном казенном учреждении Республики Хакасия "Национальный архив".

*Чаковский, Александр Борисович (1913-1994). Блокада.

Первые две книги романа «Блокада», посвященного подвигу советских людей в Великой Отечественной войне, повествуют о событиях, предшествовавших началу войны, и о первых месяцах героического сопротивления на подступах к Ленинграду.

Книги о войне
0