Пока крупные новостные порталы были заняты обновляющейся ежечасно информацией о торжественных мероприятиях по случаю Воскресенья памяти, «на задворках» соцсетей снова происходило... странное. Внезапное продолжение получил начавшийся месяц назад локальный скандал с участием пользователей Твиттера, компании Bot Sentinel (работающей над очисткой Твиттера от ботов), ее руководителя Кристофера Бузи и — косвенно — герцогов Сассекских.
Как все начиналось
19 октября Кристофер Бузи, основатель Bot Sentinel, неожиданно выступил с официальным объявлением: платформа намерена обнародовать собранные ею сведения об «аккаунтах хейтеров Меган Маркл». До 25 октября в Твиттере шли жаркие споры относительно законности подобных действий, пользователи массово жаловались в техподдержку соцсети — но до тех пор, пока никакие сведения не были опубликованы, все оставалось на уровне теоретических обсуждений.
Подробно о том, как проходил предварительный этап твиттеробитвы, с самого начала и с самыми яркими цитатами, — здесь:
Первый этап
26 октября, как и было обещано, на сайте Bot Sentinel опубликовали первый отчет по итогам «расследования негативной активности в Твиттере, дезинформации и целенаправленного преследования, сосредоточенных на Гарри и Меган, герцогах Сассекских».
К тому времени практически все вовлеченные в обсуждение «негативной активности» пользователи были настолько взвинчены, что реакцией большинства стал недоуменный смех: отчет выглядел совершенно несерьезно. На платформе проанализировали всего 114 тысяч твитов, полученных в результате сплошной выборки по хештэгам и ключевым словам, связанным с герцогами Сассекскими. К «хейтерскому контенту» были на равных отнесены рисунки-карикатуры, маркированные «для совершеннолетних», и неотредактированные скриншоты из видео, запечатлевшие героев исследования в некомплиментарных ракурсах. Утверждалось, что огромную часть негатива, направленного на герцогов Сассекских, в Твиттере генерируют всего 83 аккаунта (55 «главных» и 28 «вторичных», поддерживающих), действующих согласованно.
Всю информацию передали техническим специалистам Твиттера, Кристофер Бузи дал интервью о проделанной работе новостному порталу BuzzFeed News, обычные пользователи притихли в ожидании развития событий.
27 октября Твиттер ответил: «В настоящее время нет никаких свидетельств широкомасштабной координации [деятельности названных аккаунтов], использования нескольких учетных записей отдельными людьми или других приемов манипулирования на платформе», и Кристофер Бузи слегка потерял лицо, написав в своем блоге десяток сообщений подряд наподобие: «Я думаю, что вы, как и многие, намеренно упускаете суть: проблема не в том, что люди делятся своим мнением о ком-то, а в том, что они распространяют дезинформацию», «При всем уважении к Твиттеру — если они не смогли идентифицировать несколько учетных записей как принадлежащие одному человеку, хотя мы поместили эту информацию в отчет со скриншотами, как им можно доверять в расследовании скоординированной деятельности?», «Тот факт, что многие учетные записи все еще активны, пока Твиттер «расследует дело», меня ошеломляет».
28 октября Твиттер приостановил работу 8 учетных записей из списка Bot Sentinel, после чего Кристофер Бузи оптимистично сообщил: «Это только начало!» — и накал дискуссии ожидаемо начал сходить на нет. Завершающим аккордом стало его утверждение: «Никто не нанимал нас для исследования этой деятельности, и мы не контактировали ни с одним представителем Меган и Гарри, герцога и герцогини Сассекских».
Все, разумеется, сразу поверили — и спорить было больше не о чем.
Второй этап
9 ноября произошло сразу два события, мгновенно вернувших деятельность Кристофера Бузи в повестку дня. Принц Гарри, выступавший на онлайн-конференции Re: WIRED в секции под громким заголовком «Интернет-машина лжи», выказал осведомленность по поводу исследований Bot Sentinel — хотя и не назвал платформу прямо:
«Давайте приведем некоторые статистические данные, просто чтобы все было понятно. Более 70% хейтерских высказываний о моей жене в Твиттере можно отследить до [публикующих их] менее чем 50 аккаунтов. Возможно, самая тревожащая вещь здесь — количество британских журналистов, взаимодействующих с ненавистью и ложью и усиливающих их. И они извергают эту ложь как правду».
В это же время на сайте Bot Sentinel был опубликован второй отчет — «Журналисты и королевские комментаторы, взаимодействующие с хейтерскими аккаунтами, действующими против Меган и Гарри, герцогов Сассекских». На сей раз на платформе отслеживали любое «фактическое взаимодействие» королевских экспертов с названными ранее 83 учетными записями Твиттера (еще раз — вдумайтесь — любое: ретвиты, цитирование, комментирование, ответы на комментарии...).
В отчете перечислены десять королевских корреспондентов и комментаторов — от бывшего сотрудника дворца Дики Арбайтера до журналистов крупных изданий Эмили Эндрюс и Ричарда Палмера. Некоторые из них входят в королевский пул прессы.
Bot Sentinel утверждает, что публикация должна показать: «несколько наиболее известных хейтерских аккаунтов активно взаимодействуют с журналистами и королевскими комментаторами, чтобы повысить свою узнаваемость». Побочный эффект: она явно направлена на то, чтобы вызвать у читателей ассоциацию «аккаунт королевского журналиста = хейтерский аккаунт» (например, в приложении к отчету можно увидеть 75 (!) прикрепленных скринов твитов, где королевский биограф Анджела Левин просто беседует со своими подписчиками в комментариях).
Не переключаемся — шоу перестало быть забавным и начинает становиться остросоциальным: последним откровением от Кристофера Бузи стало сообщение о том, что «все хейтерские аккаунты, которые нам удалось идентифицировать, принадлежат белым женщинам среднего возраста, которые сейчас испытывают финансовые затруднения или испытывали их ранее», а также обещание через несколько недель рассказать, кому принадлежат самые популярные учетные записи.