Найти тему
Клиника доктора Шурова

Токсичный учитель – признаки и последствия. Как защитить ребенка? Рассказывает психотерапевт

Оглавление

Когда заходит речь о школьной травле, большинство представляет себе группу учеников-забияк, которые издеваются над более слабым ребенком. Но, к сожалению, ребенок может подвергаться школьному насилию и со стороны педагогов. Как это происходит, как распознать учителя-абьюзера, и как защитить своего ребенка? Рассказывает психиатр и психотерапевт Василий Шуров.

Что такое педагогическое насилие?

Педагогическое насилие – это пренебрежение потребностями учеников, нарушение их личных границ, применение психологического и физического насилия к ребенку со стороны педагога.

Основные причины и цели педагогического насилия:

Достижение быстрых образовательных результатов. Применение насилия как попытка повысить успеваемость учеников, улучшить рабочие показатели.

Я чрезмерно строг к ученикам, но зато успеваемость класса повысилась!

Укрепление авторитета. Насилие как способ быстро укрепить свой авторитет в глазах учеников.

На моих уроках образцовая дисциплина, дети меня боятся!

Личные проблемы. Насилие как следствие низкого уровня эмпатии, недостаточного уровня самосознания и эмоционального самоконтроля со стороны педагога, проявление личных психологических травм и нарушений, результат чрезмерной рабочей нагрузки.

Я срываюсь на детей, потому что не могу себя контролировать, у меня накопились проблемы в работе и/или частной жизни.

Признаки учительского абьюза

Личность педагога играет огромную роль в жизни ребенка – после родителей это второй по значимости авторитет в его жизни.

От учителя зависит многое:

· Он ставит оценки – а это основной показатель «труда» ребенка, предмет его гордости или стыда/вины перед родителями или другими учениками

· Он формирует отношение ребенка к определенному предмету или учебе в целом, влияет на его мотивацию

· Отношение учителя влияет на самооценку ребенка

· Отношение и поведение учителя задает рамки допустимого в отношении ребенка и для других учеников

Словом, учитель наделен немалой властью – и, к сожалению, далеко не все педагоги используют ее во благо ученикам. Некоторые применяют в своей практике различные методы психологического и физического насилия.

Крик

В нашей нейробиологии заложено внимательное отношение к громкости и тембру голоса – ведь, используя эти инструменты, окружающие подают нам сигнал тревоги, опасности. Уровень адреналина возрастает, сердцебиение ускоряется. Мы боимся!

Учитель может использовать этот инструмент в благих целях – например, при реальной угрозе жизни и здоровью учеников.

Если же крики становятся постоянной частью учебного процесса – с одной стороны, ребенок проводит школьное время в постоянном стрессе, с другой – постепенно теряет чувствительность к этим сигналам авторитетного человека и может проигнорировать их при реальной опасности.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Невербальное насилие

Мимика, жесты и позы могут стать таким же сигналом опасности, как и голос.

Постоянно агрессивное выражение лица, сцепленные руки, резкие движения, давящие «нависающие» позы учителя – все это тоже становится фактором стресса.

Некорректная критика − оскорбления личности

Это происходит, когда вместо оценки действий ученика педагог переносит внимание на саму его личность:

Нормально – Ты здесь сделал ошибку!
Ненормально – Вот бестолковый! Растяпа! Ты что, совсем дурак? Вот вы безмозглые!

Вместо установки на анализ и исправление ошибки ребенок получает совсем другой посыл – «Я глупый/плохой!». Его самооценка снижается, страх перед новыми оплошностями увеличивается. Ученик становится более замкнутым и тревожным, что влияет на его учебную мотивацию и успеваемость.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание

Чтобы усилить воздействие на ученика, педагог может вызывать у него чувство вины и стыда при помощи прилюдного унижения, сравнения, обесценивая его труда:

Вы только посмотрите на него!
Наш Ваня опять все позабыл!
Ваня, ну вот как так можно? Бери пример с Андрея!
И это ты называешь хорошей работой? Посмотри, что сделали другие!

Помимо подавления самооценки, грубое и предвзятое отношение к одному из учеников может стать пусковым механизмом для травли этого ребенка классом.

Подробнее о том, как взрослые могут навязывать ребенку стыд, мы писали здесь.

Оценка внешности

Разрушать самооценку и провоцировать травлю в классе также может обсуждение учителем внешних особенностей ребенка:

· Черты лица и конституция тела

· Качество и внешний вид одежды

· Цвет волос и прическа

· Макияж, аксессуары и другие формы самовыражения

Ребенок приходит в школу для получения знаний. На его успеваемость напрямую влияет концентрация внимания на предмете, мотивация к учебе, атмосфера образовательного процесса, ощущение комфорта и безопасности. А акцент на его внешнем виде заставляет ребенка чувствовать себя тревожно, испытывать вину, стыд, неуверенность в себе, терпеть насмешки окружающих.

В отличие от яркой футболки и броского макияжа, эти стресс-факторы действительно мешают ребенку эффективно учиться.
Яркий пример - за такую прическу 4-классника в Сосновоборске пытались отстранить от занятий. Источник: Яндекс-картинки
Яркий пример - за такую прическу 4-классника в Сосновоборске пытались отстранить от занятий. Источник: Яндекс-картинки

Оценка достатка ученика

Педагог может использовать публичный акцент на благосостоянии семьи ребенка в качестве опосредованной психологической манипуляции.

Учитель не хочет или не может напрямую обратиться к родителям ребенка для решения финансовых вопросов. Поэтому он допускает шутливые или саркастические замечания, или же прямое публичное унижение в адрес ребенка. Ребенок обращается к родителям за помощью, они хотят защитить ребенка от нападок − и выполняют финансовые требования учителя:

Сколько можно ждать от тебя взнос в фонд класса?! Все уже внесли, один ты, как всегда, остался!
Все уже пользуются новыми пособиями, а у тебя все еще нет! Как ты будешь успевать за ребятами?
Снова нет ручки? Ну, как обычно…
Давайте скинемся Ване на тетрадку!

В особо тяжелых случаях дело доходит до попыток сегрегации ученика:

Все пользуются новыми шкафчиками! А ты клади свои вещи, куда найдешь!
Все заплатили за новые парты, а ты сиди за старой!
Переходи в другую школу, раз «не тянешь» нашу!
Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Ребенок никак не может повлиять на благосостояние своей семьи, он вынужденная жертва обстоятельств. И регулярные нападки учителя лишь усугубляют его психологическое состояние, делают его мишенью для травли.

Нарушение приватности

Это посягательство учителя на приватность частной жизни ученика, личные данные и вещи.

Вербальные нарушения:

Давай, расскажи нам, чем это ты занималась с другим учеником на перемене?
Покажи, с кем это ты там переписываешься? Сейчас почитаем все вместе!
Что это за фотографии в твоих социальных сетях? Дети, вы только посмотрите!
А знаете, что Ваня говорил обо мне/о нашей школе? Сейчас я вам расскажу!

Физические нарушения:

А ну давай сюда рюкзак! Сейчас посмотрим, что у тебя там!
Выворачивай карманы, что ты там прячешь?!

Игнорирование физических потребностей, прямое насилие

Это наиболее тяжелая и разрушительная форма насилия со стороны педагога.

Игнорирование потребностей:

Нет, ты не пойдешь в туалет! Терпи до перемены, у тебя было время до урока!
На перемене попьешь!
Не притворяйся! Если так плохо − сходишь в медпункт на перемене!

Прямое физическое насилие: толчки, шлепки, подзатыльники, удары, тряска ученика.

К счастью, с появлением у школьников мобильных телефонов, до широкой общественности стали чаще доходить данные об унижении и насилии в школах. Источник: Яндекс-картинки
К счастью, с появлением у школьников мобильных телефонов, до широкой общественности стали чаще доходить данные об унижении и насилии в школах. Источник: Яндекс-картинки

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Как защитить ребенка от педагогического насилия?

1. Доверительные отношения с ребенком

Ребенок должен знать, что он может прийти к вам в трудную минуту, поделиться с вами переживаниями без страха быть обвиненным или наказанным. Напоминайте ему об этом, искренне интересуйтесь его школьными делами и настроением. Дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать, проанализировать ситуацию и спокойно разобраться в проблеме, защитить его при необходимости.

Вы – всегда на одной стороне.

2. Обучение личным границам

Ребенок должен знать, что никто не имеет права его унижать и оскорблять, применять физическую силу и допускать неприятный ребенку физический контакт, игнорировать физические потребности, без оснований и уведомления родителей и администрации обыскивать его личные вещи.

При этом важно дать понять ребенку – его права не могут быть использованы как «одностороннее оружие» в отношении педагогов и других учеников. Окружающие должны уважать его личные границы – но и он сам несет ответственность за свое поведение и отношение к окружающим, он должен следовать школьным правилам. Если же он чувствует, что его права нарушаются – он должен сообщить об этом родителям и администрации школы.

Подробнее о личных границах мы писали здесь.

3. Анализ успеваемости

Если вы видите, что успеваемость ребенка пошла на спад – по всем, или по одному из предметов – стоит подробнее расспросить его об этом. Причиной могут быть нарушения самочувствия, проблемы со сверстниками − или нарушение в отношениях с учителем, администрацией школы.

4. Спокойствие и здравомыслие

Если вы узнали от ребенка, что один или несколько учителей допускают к нему педагогическое насилие, нужно спокойно и без лишних эмоций разобраться в вопросе. Побеседуйте с классным руководителем и конкретным педагогом, с администрацией школы, с другими учениками. Сравните «показания» детей и взрослых.

Имейте в виду, что дети, замешанные в травле, могут «покрывать» авторитетного учителя, как и администрация школы.

Постарайтесь тщательно разобраться в проблеме, не спешите обвинять ребенка «в обмане», или работников школы – «в покрывательстве». Учитывайте как характер и особенности ребенка, так и ваш индивидуальный опыт общения с педагогом.

Если вы выявили факт педагогического насилия, попросите администрацию школы разобраться в вопросе. Если же руководство игнорирует проблему, а ребенок продолжает сообщать о нарушениях – есть смысл жаловаться в вышестоящие органы и менять учебное заведение.

Другие статьи по теме:

Как работает школьная травля? Зачинщики, жертвы, наблюдатели – как дети выбирают роли? Рассказывает психиатр

Что делать, если ребенка травят в школе? Виды и признаки буллинга. Рассказывает психиатр

Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

И будьте здоровы!