Когда заходит речь о школьной травле, большинство представляет себе группу учеников-забияк, которые издеваются над более слабым ребенком. Но, к сожалению, ребенок может подвергаться школьному насилию и со стороны педагогов. Как это происходит, как распознать учителя-абьюзера, и как защитить своего ребенка? Рассказывает психиатр и психотерапевт Василий Шуров.
Что такое педагогическое насилие?
Педагогическое насилие – это пренебрежение потребностями учеников, нарушение их личных границ, применение психологического и физического насилия к ребенку со стороны педагога.
Основные причины и цели педагогического насилия:
Достижение быстрых образовательных результатов. Применение насилия как попытка повысить успеваемость учеников, улучшить рабочие показатели.
Я чрезмерно строг к ученикам, но зато успеваемость класса повысилась!
Укрепление авторитета. Насилие как способ быстро укрепить свой авторитет в глазах учеников.
На моих уроках образцовая дисциплина, дети меня боятся!
Личные проблемы. Насилие как следствие низкого уровня эмпатии, недостаточного уровня самосознания и эмоционального самоконтроля со стороны педагога, проявление личных психологических травм и нарушений, результат чрезмерной рабочей нагрузки.
Я срываюсь на детей, потому что не могу себя контролировать, у меня накопились проблемы в работе и/или частной жизни.
Признаки учительского абьюза
Личность педагога играет огромную роль в жизни ребенка – после родителей это второй по значимости авторитет в его жизни.
От учителя зависит многое:
· Он ставит оценки – а это основной показатель «труда» ребенка, предмет его гордости или стыда/вины перед родителями или другими учениками
· Он формирует отношение ребенка к определенному предмету или учебе в целом, влияет на его мотивацию
· Отношение учителя влияет на самооценку ребенка
· Отношение и поведение учителя задает рамки допустимого в отношении ребенка и для других учеников
Словом, учитель наделен немалой властью – и, к сожалению, далеко не все педагоги используют ее во благо ученикам. Некоторые применяют в своей практике различные методы психологического и физического насилия.
Крик
В нашей нейробиологии заложено внимательное отношение к громкости и тембру голоса – ведь, используя эти инструменты, окружающие подают нам сигнал тревоги, опасности. Уровень адреналина возрастает, сердцебиение ускоряется. Мы боимся!
Учитель может использовать этот инструмент в благих целях – например, при реальной угрозе жизни и здоровью учеников.
Если же крики становятся постоянной частью учебного процесса – с одной стороны, ребенок проводит школьное время в постоянном стрессе, с другой – постепенно теряет чувствительность к этим сигналам авторитетного человека и может проигнорировать их при реальной опасности.
Невербальное насилие
Мимика, жесты и позы могут стать таким же сигналом опасности, как и голос.
Постоянно агрессивное выражение лица, сцепленные руки, резкие движения, давящие «нависающие» позы учителя – все это тоже становится фактором стресса.
Некорректная критика − оскорбления личности
Это происходит, когда вместо оценки действий ученика педагог переносит внимание на саму его личность:
Нормально – Ты здесь сделал ошибку!
Ненормально – Вот бестолковый! Растяпа! Ты что, совсем дурак? Вот вы безмозглые!
Вместо установки на анализ и исправление ошибки ребенок получает совсем другой посыл – «Я глупый/плохой!». Его самооценка снижается, страх перед новыми оплошностями увеличивается. Ученик становится более замкнутым и тревожным, что влияет на его учебную мотивацию и успеваемость.
Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание
Чтобы усилить воздействие на ученика, педагог может вызывать у него чувство вины и стыда при помощи прилюдного унижения, сравнения, обесценивая его труда:
Вы только посмотрите на него!
Наш Ваня опять все позабыл!
Ваня, ну вот как так можно? Бери пример с Андрея!
И это ты называешь хорошей работой? Посмотри, что сделали другие!
Помимо подавления самооценки, грубое и предвзятое отношение к одному из учеников может стать пусковым механизмом для травли этого ребенка классом.
Подробнее о том, как взрослые могут навязывать ребенку стыд, мы писали здесь.
Оценка внешности
Разрушать самооценку и провоцировать травлю в классе также может обсуждение учителем внешних особенностей ребенка:
· Черты лица и конституция тела
· Качество и внешний вид одежды
· Цвет волос и прическа
· Макияж, аксессуары и другие формы самовыражения
Ребенок приходит в школу для получения знаний. На его успеваемость напрямую влияет концентрация внимания на предмете, мотивация к учебе, атмосфера образовательного процесса, ощущение комфорта и безопасности. А акцент на его внешнем виде заставляет ребенка чувствовать себя тревожно, испытывать вину, стыд, неуверенность в себе, терпеть насмешки окружающих.
В отличие от яркой футболки и броского макияжа, эти стресс-факторы действительно мешают ребенку эффективно учиться.
Оценка достатка ученика
Педагог может использовать публичный акцент на благосостоянии семьи ребенка в качестве опосредованной психологической манипуляции.
Учитель не хочет или не может напрямую обратиться к родителям ребенка для решения финансовых вопросов. Поэтому он допускает шутливые или саркастические замечания, или же прямое публичное унижение в адрес ребенка. Ребенок обращается к родителям за помощью, они хотят защитить ребенка от нападок − и выполняют финансовые требования учителя:
Сколько можно ждать от тебя взнос в фонд класса?! Все уже внесли, один ты, как всегда, остался!
Все уже пользуются новыми пособиями, а у тебя все еще нет! Как ты будешь успевать за ребятами?
Снова нет ручки? Ну, как обычно…
Давайте скинемся Ване на тетрадку!
В особо тяжелых случаях дело доходит до попыток сегрегации ученика:
Все пользуются новыми шкафчиками! А ты клади свои вещи, куда найдешь!
Все заплатили за новые парты, а ты сиди за старой!
Переходи в другую школу, раз «не тянешь» нашу!
Ребенок никак не может повлиять на благосостояние своей семьи, он вынужденная жертва обстоятельств. И регулярные нападки учителя лишь усугубляют его психологическое состояние, делают его мишенью для травли.
Нарушение приватности
Это посягательство учителя на приватность частной жизни ученика, личные данные и вещи.
Вербальные нарушения:
Давай, расскажи нам, чем это ты занималась с другим учеником на перемене?
Покажи, с кем это ты там переписываешься? Сейчас почитаем все вместе!
Что это за фотографии в твоих социальных сетях? Дети, вы только посмотрите!
А знаете, что Ваня говорил обо мне/о нашей школе? Сейчас я вам расскажу!
Физические нарушения:
А ну давай сюда рюкзак! Сейчас посмотрим, что у тебя там!
Выворачивай карманы, что ты там прячешь?!
Игнорирование физических потребностей, прямое насилие
Это наиболее тяжелая и разрушительная форма насилия со стороны педагога.
Игнорирование потребностей:
Нет, ты не пойдешь в туалет! Терпи до перемены, у тебя было время до урока!
На перемене попьешь!
Не притворяйся! Если так плохо − сходишь в медпункт на перемене!
Прямое физическое насилие: толчки, шлепки, подзатыльники, удары, тряска ученика.
Как защитить ребенка от педагогического насилия?
1. Доверительные отношения с ребенком
Ребенок должен знать, что он может прийти к вам в трудную минуту, поделиться с вами переживаниями без страха быть обвиненным или наказанным. Напоминайте ему об этом, искренне интересуйтесь его школьными делами и настроением. Дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать, проанализировать ситуацию и спокойно разобраться в проблеме, защитить его при необходимости.
Вы – всегда на одной стороне.
2. Обучение личным границам
Ребенок должен знать, что никто не имеет права его унижать и оскорблять, применять физическую силу и допускать неприятный ребенку физический контакт, игнорировать физические потребности, без оснований и уведомления родителей и администрации обыскивать его личные вещи.
При этом важно дать понять ребенку – его права не могут быть использованы как «одностороннее оружие» в отношении педагогов и других учеников. Окружающие должны уважать его личные границы – но и он сам несет ответственность за свое поведение и отношение к окружающим, он должен следовать школьным правилам. Если же он чувствует, что его права нарушаются – он должен сообщить об этом родителям и администрации школы.
Подробнее о личных границах мы писали здесь.
3. Анализ успеваемости
Если вы видите, что успеваемость ребенка пошла на спад – по всем, или по одному из предметов – стоит подробнее расспросить его об этом. Причиной могут быть нарушения самочувствия, проблемы со сверстниками − или нарушение в отношениях с учителем, администрацией школы.
4. Спокойствие и здравомыслие
Если вы узнали от ребенка, что один или несколько учителей допускают к нему педагогическое насилие, нужно спокойно и без лишних эмоций разобраться в вопросе. Побеседуйте с классным руководителем и конкретным педагогом, с администрацией школы, с другими учениками. Сравните «показания» детей и взрослых.
Имейте в виду, что дети, замешанные в травле, могут «покрывать» авторитетного учителя, как и администрация школы.
Постарайтесь тщательно разобраться в проблеме, не спешите обвинять ребенка «в обмане», или работников школы – «в покрывательстве». Учитывайте как характер и особенности ребенка, так и ваш индивидуальный опыт общения с педагогом.
Если вы выявили факт педагогического насилия, попросите администрацию школы разобраться в вопросе. Если же руководство игнорирует проблему, а ребенок продолжает сообщать о нарушениях – есть смысл жаловаться в вышестоящие органы и менять учебное заведение.
Другие статьи по теме:
Что делать, если ребенка травят в школе? Виды и признаки буллинга. Рассказывает психиатр
Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
И будьте здоровы!