Александр Васильевич Суворов – герой, молодец-удалец и так далее и тому подобное. Только такие ассоциации приходят на ум, когда встречается упомянутая фамилия. Интересно, что Суворов был настолько победоносным, что однажды сильно увлекся, победил. И за это его могли даже казнить. Удивительный и даже анекдотичный случай.
Его описывают историки, поэтому нет оснований не верить, что всё именно так и было, как я ниже опишу. Впрочем, не исключаю, что некоторые детали добавлены исключительно для красоты.
Завязка
В 1776 году Александр Васильевич добился того, чтобы его направили воевать с турками. Важный момент: российской армией тогда командовал граф Румянцев. А Суворова определили в корпус генерал-аншефа Салтыкова Ивана Петровича.
К этому времени Суворов уже успел прославиться на многих полях сражений. Ему доверяли, в него верили. Никто и подумать не мог, что Александр Васильевич обманет ожидания. Впрочем, сделал он это «фирменным» образом.
Кандидат исторических наук Константин Душенко в труде «Победителей не судят» указывал, что для генерал-аншефа Салтыкова главной проблемой на тот момент была крепость Туртукай, стоявшая на Дунае. Укрепление с толстыми стенами и с турецкими солдатами в количестве 4000 человек. Это не шутки.
Александру Васильевичу Суворову доверили провести разведку боем, чтобы узнать, как там в Туртукае обстоят дела, насколько реально позже взять крепость штурмом.
Под это дело Суворову выделили 2300 солдат.
Разведка боем
10 мая Александр Васильевич выдвинулся к крепости со своими солдатами под покровом ночи. Турки, однако ж, заметили, что к ним приближаются русские. Навстречу был послан османский отряд.
Солдаты Суворова разбили его, понеся какие-то незначительные потери. Несколько турецких солдат удалось взять в плен. От них Александр Васильевич получил ценную информацию. Полководец узнал, сколько в крепости турок, где расположены основные силы.
Оказалось, что османские командиры были уверены, что русские не осмелятся на штурм. Туртукай – это была такая крепость, которую взять с наскока было очень даже непросто.
Но Суворов, оценив обстановку, решил совершить подвиг. Получилось удачно.
В штурме участвовало 900 русских солдат. Турок было раза в 4 больше, а то и в 5. В итоге, солдаты Суворова уничтожили 1,5 тыс. турок. Остальные были пленены.
Потери русской армии:
· 25 человек – погибшие;
· 42 человека – раненые.
Просто блестяще.
Однако ж за это Суворову пришлось отвечать. Ведь ему было приказано провести разведку боем, а не брать крепость.
Если верить биографу Александра Васильевича Иоганну Фридриху Антингу, полководец прислал Румянцеву записку следующего содержания: «Слава Богу, слава Вам. Туртукай взят. И Суворов там!».
Егор Борисович Фукс в своем труде про Александра Васильевича указывал, что дело приняло скверный оборот.
Румянцев сделал вид, что рад достижениям Суворова, меж тем, было инициировано дело о неподчинении приказу. Повторю, что Александр Васильевич должен был лишь провести разведку боем, а он осмелился на штурм. И хорошо, что крепость была взята. Могло бы выйти всё иначе.
Последствия
Коллегия, рассматривавшая дело Суворова, приговорила его к смертной казни. Документ нужно было утвердить. Для этого бумаги отправили императрице Екатерине. Та, на мой взгляд, проявила большую сознательность, разумность. Екатерина Великая, по слухам, написала на приговоре Александру Васильевичу: «Победителей не судят!».
Румянцеву оставалось только лишь подчиниться.
Сам же Суворов, получивший ранение при штурме Туртукая, сослался на слабость и уехал лечиться в Будапешт – от греха подальше.
Нужно отметить, что Александр Васильевич, захватив турецкую крепость, взяв трофеи, оставил её позже. Во втором штурме полководец тоже участвовал. Эта операция далась русским войскам уже тяжелее. Но Туртукай все же взяли.
Интересно, что Суворов, воюя, думал о разных важных вещах, ни о чем не забывал.
Во-первых, с территорий, которые могли вернуться под контроль турок, он уводил христианское болгарское население. Во-вторых, Александр Васильевич строго-настрого запрещал трогать женщин, детей и стариков. В-третьих, полководец запрещал разрушать мечети, мародерствовать в них. Полководец прекрасно понимал, что турецкие войска, в случае чего, будут действовать по принципу «око за око».