Найти тему
Личная безопасность России

Фанатизм в единоборствах и самообороне: «А, у нас всё есть!»

Оглавление

Состоялся разговор в интернете и велся он вокруг узкоспециального, но важнейшего параметра — системы подготовки и методической грамотности при преподавании единоборств и конкретно, самообороны.

Сегодня продолжаю эту тему!

Все увлекающиеся единоборствами при общении со своими знакомыми и людьми, что занимаются какими-либо боевыми искусствами могли слышать, ну хоть один раз, такие слова: «А, у нас всё есть!»

Ведя разговор, чье «кунг-фу» круче, такое мнение появляется постоянно.

На первый взгляд, какое-то ребячество. Пацаны в школе так спорят!

Но, вдвойне удивительно, когда зрелые мужи ломают копья, как Дон Кихоты бьющиеся о мельницу, доказывая, что в их секретном стиле спецнаzа или клановом стиле кун-фу-фу-фу все есть, т.е. есть вся методика, все нужны технические элементы для счастливой жизни непобедимого воина.

Это еще не всё…

Горько вдвойне, когда к очень ангажированным людям, небольшого кругозора, присоединяются на первый взгляд умные и вроде умеющие работать с информацией люди, которые читают нужные книги, смотрят нужные видео и перерабатывают нужные источники информации, но видят там что-то свое – «смотрю в книгу, вижу фигу».

Эти люди – как приверженцы служебного самбо и прикладной подготовки СССР, так и современные последователи самообороны, прикладной подготовки на основе специальной физической подготовки.

Вот такие люди и начинают рассказывать, что ничего не надо придумывать, все давно есть в мире преподавания рукопашного и ножевого боя, приводят кучу книг, оперируют фамилиями от Симкина до Булочко, от Лемешева до Никифорова.

Может на кого-то это и влияет, но мне, что читал все труды по тематике ближнего боя и писал научную работу по данной теме, странно слышать утверждения, что ВСЁ ЕСТЬ!

Ранее, я писал и статью, проводил прямой эфир, отвечал на вопросы по теме: «Почему нет прикладной системы подготовки».

Поэтому сегодня привожу четкие и структурированные аргументы в данном видео (можно смотреть с 3 минуты, кто ждет начало конкретики).

Если всё есть в том или ином стиле рукопашного боя, то должны быть:

  • Расписанные программы подготовки для всех категорий людей, а также система обучения инструкторов различного уровня.
  • Если говорим о «прикладухе» и самообороне, то должны быть описаны программы подготовки под реальные условия. Нужно учитывать, как влияют на технику и тактику стиля рукопашного боя: одежда, снег, лед, день, ночь, ограниченное пространство (коридор, лестница и т.д.). К этим программам должны прилагаться некие приложения с теоретическим описанием изменения техники и тактики стиля, а также расписанная программа адаптации техники и тактики к этим изменениям.

И т.д.

Более подробно в видео ниже.

Но мне хочется привести вот эту цитату из НПРБ-38:

«Для успеха в рукопашном бою каждый боец и командир должен: быть физически разносторонне подготовленным (сильным, ловким, выносливым); быть смелым, инициативным и быстро принимать решения в соответствии с действиями противника; уметь быстро, скрытно и бесшумно передвигаться различными способами и преодолевать естественные и искусственные препятствия; уметь сочетать свое движение в атаку с использованием огня; уметь в любой момент и из разных положений; быстро наносить противнику уколы и удары, отбивать оружие противника и немедленно отвечать атакой; уметь использовать в рукопашном бою с противником подручные средства: лопату, топор, кирку, нож, палку, камень, горсть песку и т. п.; уметь обезоружить противника и поразить его же оружием; уметь своевременно и тактически целесообразно применять тот или иной прием боя; уметь вести рукопашный бой против нескольких бойцов противника (один против двух, трех) и в составе подразделений».

Написано все правильно, но давайте по пунктам.

-2
быть физически разносторонне подготовленным (сильным, ловким, выносливым);

Для выработки у людей с нуля, неопытных, неподготовленных, с минимумом культуры движения, физических качеств людей, требуется наличие программы подготовки с расписанными подготовительными упражнениями, причем простыми и доступными упражнениями.

Эти упражнения и комплексы упражнений есть в рамках науки спорта. Официальные тренеры учатся сему в спортивных ВУЗах. Для получения результата в рамках рукопашного боя, данные упражнения необходимо встроить в основную программу обучения.

быть смелым, инициативным и быстро принимать решения в соответствии с действиями противника;

Это тренируется уже в формате постоянной, разносторонней СФП (специальной физической подготовки) в условиях приближенных к боевым (реальным), а в рамках рукопашного боя, только в условиях взаимодействия с противником, т.к. иначе не получится выполнить озвученные требования.

Если учесть, что все выполнять надо в реальных условиях улицы, если мы говорим о внешних условиях, то и противника должны видеть там, на улице. Бить, нападать он должен там же, а мы учиться защищаться и т.д.

уметь быстро, скрытно и бесшумно передвигаться различными способами и преодолевать естественные и искусственные препятствия;

Чистейшей воды СФП, да еще со специальными навыками, которые ставятся только после постановки физических качеств. Без оных, выполнить это – невозможно!

уметь сочетать свое движение в атаку с использованием огня;

Перефразируя, надо научить действовать даже в условиях прессинга и противодействия противника применяя свои технические навыки. В нашем случае – спарринги, физический контакт, все с ним сопутствующее, да еще и в реальных условиях улицы (если мы о самообороне).

уметь в любой момент и из разных положений быстро наносить противнику уколы и удары, отбивать оружие противника и немедленно отвечать атакой;

Помимо закалки характера и наработки психофизики, позволяющей действовать, несмотря на сопротивление противника, требуется выполнять технику надежно, вовремя, достигая задач. Это возможно сделать, если техника натренирована в зале и закреплена в реальных условиях с учетом влияния на нее этих самых условий: одежда, снег и т.д.

Если задача – самооборона, то достигая самообороны, если победа над противником, то нанесение ему таких повреждений, чтобы он не мог дальше действовать, нападать.

уметь использовать в рукопашном бою с противником подручные средства: лопату, топор, кирку, нож, палку, камень, горсть песку и т. п.;

На изученные физические качества, специальные навыки, полученные параметры благодаря специальной физической подготовке, на базу работы без оружия, надо наложить навык применения подручных средств.

Все это нужно изучить в условиях учебной работы (зал), а потом в условиях реальных внешних условий, с учетом влияния этих условий на применение подручных средства в бою. Кстати, еще же это проверить надо, т.е. работает или не работает изученная техника! Что возможно сделать в рамках состязательной и снарядной проверки навыков.

уметь обезоружить противника и поразить его же оружием;

Изучив подручное оружие, имея хороший уровень СФП и навыков боя без оружия, мы формируем умения противостоять оружию. Да, еще и необходимо нам делать это в реальных условиях, в которых и будут применяться данные подручные средства.

уметь своевременно и тактически целесообразно применять тот или иной прием боя;

Наша интеллектуальная подготовка строится на умении анализировать технику и тактику, что возможно только при высоком уровне навыков и знании предмета, а также при наличии педагогических методов подготовки в рамках изученного предмета. Не натренированы навыки, методы преподавания не прогрессивны и не учитывают способы достижения цели обучения — боец не сможет развиваться.

уметь вести рукопашный бой против нескольких бойцов противника (один против двух, трех) и в составе подразделений.

Высший пилотаж. Когда мы повысили свои индивидуальные показатели до максимума, изучили и проанализировали все изменения в рамках рукопашного боя, боевого взаимодействия с оружием и без оного, мы рассматриваем дополнительную нагрузку в виде появления нескольких противников и учимся централизовывать угрозу от них.

Если мы говорим в рамках самообороны, то все изучается еще и в условиях наличия рядом спутника (жена, ребенок), в рамках жизнедеятельности, в социуме и т.д.

-3
Теперь представьте, что все этапы должны быть расписаны в виде учебных программ, с указанием методов обучения, сроков на освоение материала и способов проверки полученных знаний.

Проверка должна осуществляться в таком виде, чтобы она отражала суть цели и задачи подготовки. Весь материал обязан иметь и теоретический вид для самостоятельной подготовки, повышения интеллектуальной готовности, должна присутствовать программа для развития квалифицированного инструкторского состава, аттестационные этапы и этапы контрольно-проверочных занятий должны быть соединены в единую экзаменационную схему, которая на выходе покажет уровень обучаемого человека в данном сегменте стиля/вида рукопашного боя.

Ну, что друзья, видели расписанные такие программы?

Я, нет, не видел! Начиная с 30-х годов, такого нет!

В спорте, есть такое, я видел!

Там есть этапы подготовки и вывод на пик бойца, описанные параметры в навыках и качествах, которые он должен достичь. А в «прикладухе и боевухе» вы не найдете нигде ничего подобного, потому что … потому!

Хочется обратиться к тем, кто про "всё есть" талдычит постоянно!

В нашем мире оцифрованной реальности, легко проверить любое утверждение.

Приводите ссылки, разбирайте каждый пункт и истина откроется!

У нас нет, и не было системы прикладного рукопашного боя, потому что система в СССР строилась на слоях подготовки.

ОСОАВИАХИМ и позже ДОСААФ СССР давали специальные знания, а вот фундамент закладывал спорт и физкультурные кружки. Все спорт кружки, самбо, спортивная гимнастика, бокс, воспитывали физические качества и готовили парней и девчонок для получения специальных навыков.

Система обучения включала спорт в школе (пионеры), спорт в среде комсомольцев, профессиональный и специальный формат подготовки в сегменте преподавания был определен допуском, как профессиональным, так и партийным (коммунистам у нас дорога).

В системе подготовки, фундаментом был спорт, контролирующим органом была градация в идеологическом формате с допуском к той или иной информации.

Разрушение подхода, где есть повальное изучение спорта, объективные проблемы после ВОВ в отрыве идеологической составляющей от народа, скатывание в формат секретно/тайно/не для всех, привели к тому, что мы получили отсутствие инструмента подготовки и крах подготовки.

Для того чтобы получить результаты, опираясь на наставления 38-45 годов, надо иметь те самые компоненты системы обучения: от спорта (школа/институт) до идеологической накачки.

Это невозможно!

Также важным фактом отсутствие системы подготовки, расписанных программ по тематике самообороны и самозащиты, была прямое указание власти на то, что милиция должна обеспечивать людям безопасность, а не сами люди. А от хулиганов и самбо хватит (цитату не смог найти, но у одного нашего политического деятеля СССР сие было).

Итог:

Мы имеем легендарное прошлое, которое никак не возродить даже самому одиозному фантасту, сидящему на горящем диване с НПРБ-38 в руках - мир изменился, люди изменились.

Мы сегодня и здесь, а здесь – это вам не там!

Михаил Агульников во время боксерского поединка Неизвестный автор, 1943 год, Музей истории евреев в России. Курская Дуга.
Михаил Агульников во время боксерского поединка Неизвестный автор, 1943 год, Музей истории евреев в России. Курская Дуга.

Берегите себя!

Если Вам понравилось — вступайте в нашу группу и следите за новостями!

Понравилось, ставьте палец ВВЕРХ, а нас ждет много еще чего интересного!

Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин