Найти тему
Яндекс.Кью

Откуда пошло выражение «поиграть со шрифтами»?

Рассказывает дизайнер шрифтов Андрей Кудрявцев в сообществе на Яндекс.Кью:

«Играть со шрифтами люди любили во все времена. Но силу мема эта фраза набрала во времена развития домашних настольных издательских систем, в 90-е годы прошлого века.

Тогда стали доступными персональные компьютеры, и началось бурное развитие дизайна цифровых шрифтов. Появились доступные в освоении программы вёрстки текстов и графические редакторы. В то время авторские права на шрифты защищались очень слабо. Было распространено пиратство. Шрифты продавались на пиратских дисках тысячами штук. Для заказчика дизайна логотипа или визитки, нормальной считалась просьба подобрать из этого огромного списка шрифтов тот, который должен понравиться. В самом жёстком варианте фраза могла звучать так: "Нам всё нравится, а теперь давайте поиграем со шрифтами".

С постепенным развитием культуры дизайна и авторского права ситуация постепенно сместилась в сторону понимания заказчиками и дизайнерами ценности шрифтов как инструментов. Заказы на дизайн чаще стали оформляться с помощью технических заданий, где указаны необходимые характеристики шрифта. А если нужно выбрать одно решение из нескольких, то дизайнер и заказчик делают это вместе, приводя каждый свои аргументы.

Появились курсы по дизайну шрифтов, грамотные специалисты. Сейчас уже не удивляет разработка уникального шрифтового семейства специально для фирменного стиля компании. Дизайнеры шрифтов стали успешно защищать свои авторские права в судах. Дизайнеры графики и верстальщики стали работать по договорам, где они включают стоимость шрифтов в стоимость работы. Поэтому и выбор шрифта теперь стал процессом более ответственным и тщательным.

Заказчики тоже стали чаще понимать, что личные вкусовые предпочтения не всегда совпадают с задачами, решаемыми шрифтами как инструментами выражения идей. Даже если шрифт нравится генеральному директору, он не всегда подходит для сообщения ценностей бренда. Теперь просьба поиграть шрифтами звучит как сигнал о неправильной модели взаимодействия заказчика и дизайнера. Выбор шрифтового решения происходит на предварительных этапах согласования проекта.

Впрочем, место для игр в шрифты всё же осталось. Если заказчик и дизайнер хорошо и давно знакомы, знают возможности и задачи друг друга, то они могут организовать творческий процесс более свободно. Например, могут начать делать шрифт без жёстко заданных рамок формы, просто чтобы посмотреть, что из этого в итоге получится. А получиться может весело, свободно и необычно. Но для этого нужен уникальный редкий способ общения и понимания заказчика и дизайнера. Такие отношения правильнее называть не деловыми, а дружескими».