Найти тему

Стр. 15.

Оглавление

Демоны

Поиск исторических свидетельств необычного вида/поведения наших соплеменников, привел к выводу, что продукт ассимиляции землян в нашем фольклоре - демоны.[1] Они известны так же в разных странах под определениями: дивы, даймоны, дэвы, бесы и др. Имеет ли в действительности место подобных явлений или все это фантазии, идущие со времен приснопамятных.

И так, в культуре Тибета самым вежливым признаком приветствия является не общепринятые жесты и слова, а надо показать язык. Эта форма приветствия показывает, что перед вами человек, а не демон. У демона по поверьям, язык зеленый.

Тибет
Тибет

Еще с древних времен ряд культур воспроизводит свои божества показывающих свой язык. К примеру: в Египте это Бэс, бог хранитель домашнего очага.

Божество Египта Бэс
Божество Египта Бэс

Широкое распространение это действо получило в Центральной Америке.

Центральная Америка
Центральная Америка

Но есть и исключения в передаче подобного образа, некоторые божества изображались с раздвоенным, змеиным языком.

Божество у сопотеков
Божество у сопотеков

Заключена ли здесь фантазия мастера в процессе изготовления фигурки кумира или нет? В книге «Канон гор и морей» упоминается географическое расположение, относительно поднебесной, царства народа раздвоенных языков. Таким образом, определяющим признаком демона является раздвоенный язык, а не его цвет. Что в свою очередь относит нас к змеелюдям или нагам. В одной из книг Махабхараты, героя ведической мифологии Арджуну полюбила дочь царя нагов Улупи. По настоянию девицы герой уделил ей одну ночь. Древнегреческая мифология повторяет сюжет, по которой Геракл имел так же связь с женщиной змеей. В древнем Египте Исида в некоторых случаях предстает женщиной-змеей. Исключив сказочный элемент, можно предположить, что здесь заключена обычная человеческая действительность. Действительность без всяких змиеподобных существ, где традиция тесно переплелась с вековыми наслоениями взглядов на эту культуру.

[1] В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» при упоминании, что «демоны в царских покоях» вернули войско с марша в Москву.