23 года было журналисту Николаю Картозии (создатель телеканалов «Пятница» и «Суббота»), когда ему предложили стать шеф-редактором легендарной программы «Намедни» на НТВ. В подчинении у молодого шефа оказались крутые журналисты и «золотые перья» Алексей Пивоваров, Андрей Лошак, Владимир Кулистиков.
«Для меня они были небожителями, – признался Николай Картозия в интервью для YouTube-канала «Ещенепознер». – А мне нужно было их править».
Программа «Намедни» шла на телеканале НТВ с 1993 года. Сначала передача была дайджестом внеполитических новостей за неделю, потом трансформировалась в документальный проект, затем – в информационно-аналитический.
Безусловно «Намедни» была одной из самых острых и честных телевизионных программ в 90-е годы. Репортёры и ведущий программы Леонид Парфёнов позволяли себе критические сюжеты о представителях всех уровней российской власти, рассматривали события и явления разных сфер общественной жизни.
«Редакцию «Намедни» на НТВ не любили. Половина сотрудников хотели у нас работать, другие считали нас зажравшимися снобами. Но собственно так оно и было», – не скрывает Картозия.
За всю историю программы в эфир вышел не один острый сюжет. После язвительного репортажа о второй инаугурации Владимира Путина ведущему программы Леониду Парфёнову позвонила Людмила Зыкина со словами: «Боязно за тебя, Лёнюшка».
Но подумать, что Парфёнова уволят тогда не мог никто. Это было из разряда фантастики.
Да и цензура молчала.
До поры до времени, как оказалось.
Поводом закрыть программу стал сюжет об убийстве...
Это был 103 выпуск «Намедни».
Накануне в Катаре взорвали машину с экс-президентом самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Зелимханом Яндарбиевым, который был последователем Джохара Дудаева.
Редакция «Намедни» быстро нашла в Катаре стрингера (журналист, работающий на фрилансе). Девушка взяла интервью у вдовы Яндарбиева. Его смонтировали. Когда программа уже была готова к выходу, в редакцию позвонили и посоветовали не давать её в эфир.
Однако шеф-редактор ослушался.
«Почему мы так сделали? Потому что на тот момент мы были отвязавшимся корабельным орудием. Два года нам никто ничего не советовал и не запрещал», – объяснил Николай Картозия.
На следующий день Леонида Парфёнова уволили, а редакцию распустили.
«Я переживаю из-за этого до сих пор, – не скрывает создатель «Пятницы». – Если бы я был взрослым и умным, а не молодым и дерзким, я бы легко снял с эфира тот сюжет. Но программа «Намедни» была конечна по своему запалу».
Почему именно этот сюжет послужил тригерром к закрытию передачи?
Точного ответа на этот вопрос нет.
Возможно те, кто советовал не давать сюжет в эфир, закусились из-за того, что их ослушались.
С другой стороны сейчас уже не секрет, что Яндарбиева уничтожили российские спецслужбы. А их сотрудники не любят, когда к операциям проявляют внимание журналисты и общественность.
Возможно, причина совсем в другом.
Радует, что когда-то на российском телевидении были такие проекты как «Намедни».