Формализованная постановка/сделай то-то/
Инструктирование является формой оказания влияния (надеюсь, для вас данный факт не является новостью, как и то, что на данный момент обнаружено 54 миллиарда галактик). Проговаривание, а лучше прописывание, инструкции по выполнению задания достаточно сильно воздействует на картину мира подчиненного.
Эмоциональное усиление с позитивным стимулом
«Эмоции правят миром». Не знаю, кто так говорил, но наверняка кто-то говорил (и не он один). Здесь главное не переусердствовать. Как врачу важно определить правильную дозировку лекарств, так и менеджеру необходимо контролировать количество эмоций, которые он вызывает у своего подчиненного.
«Если ты это сделаешь, это будет классно».
«Деньги тебе никогда не помешают».
«Не так часто жизнь ставит перед нами такие задачи, это вызов нам. Ну что, мы его принимаем?»
Но все фразы ничего не будут значить, если вы не включите нужную интонацию. Советую (если вы принимаете советы) тренировать собственное умение эмоционально воздействовать на других людей. Многие считают, что умеют, но, как только дело доходит до «покажи», получается не так хорошо, как предполагалось. Усильте задачу положительной эмоцией, черт возьми!
Эмоциональное нагнетание с негативным стимулом
Здесь мы все мастаки. Русский человек на первом месте в области эмоционального нагнетания. Сказать что-нибудь плохое другому, испортить ему настроение — как сказать: «Раз, два». Даже «три» говорить не надо.
Всему своя сила. Иногда один осуждающий взгляд достаточен для усиления воздействия, а иногда и угроза увольнения не помешает. Искусство выбора — вот что стоит ценить в себе.
Проверочный метод
«Расскажи, что ты понял». «Расскажи, что ты теперь будешь делать». Усиль задачу проверкой правильности ее выполнения. Правильно и по-военному. Не зря, ой не зря многие термины в менеджменте и маркетинге взяты из военной науки — к примеру, обозначение стратегий претендентов на лидерство. Но об этом не здесь и не сейчас.
Искусство ведения войн пригождается и в бизнесе. Сержант не зря спрашивает у рядового, как тот понял приказ. Сержант хочет удостовериться в том, что солдат все понял правильно.
Нам также будет нелишним при постановке непростой задачи удостовериться в ее понимании. Просто спросите у своего подчиненного: «Расскажи, как ты будешь это делать».
Или по-другому: «Какие, по-твоему, необходимо предпринять шаги, чтобы все было сделано?» Здесь обязательно задавайте открытые вопросы.
Закрытый вопрос по типу: «Ты все понял?» – вызовет с девяностопроцентной вероятностью ответ «да», но это «да» не даст вам уверенности. Люди не очень-то любят признаваться в своем непонимании.
Страшно им, грешным (в детстве много ругали). А если серьезно, то не многие могут на вопрос: «Ты все понял?» – ответить: «Нет», – и ответить конструктивно. Если и скажут, то неправду, а если правду, то у вас хорошая команда, а вы отличный руководитель.
Схематичное изображение задачи (схема-рисунок) с разбивкой на пункты
Есть у меня знакомый управленец Игорь. Если вы хотите научиться ставить задачи с помощью схем-рисунков, приходите к нему в офис (там вы увидите табличку на двери «Самый лучший постановщик задач с помощью схем»). Я лично опять собираюсь посетить Игоря.
Разумеется, не только из-за этого и не в первую очередь из-за этого. Когда он что-то рассказывает, то для вящей убедительности кладет белый лист на стол и начинает одновременно отмечать свои мысли на бумаге, и делает это красиво. В общем, заходите к нему в офис (Игорь, дать твой телефон?).
Усиление метафорой
Да, это еще один метод, как можно мотивировать сотрудников или коллег.
К примеру, вы хотите получить к следующему понедельнику отчет о конкурентах: цены, способы продвижения, сильные места и так далее. Вызываете к себе толкового сотрудника и говорите ему: «Виктор, нам надо сделать исследование рынка с точки зрения конкурентов.
Результаты исследования — это как топографическая карта, а рынок подобен лесу. Как тебе будет удобнее идти по незнакомому лесу: с картой или без нее? Учти, что нужно успеть к понедельнику, потому что мы планируем ряд собственных акций. В противном случае мы окажемся в лесу, а карта останется лежать дома». Именно так я и рекомендую мотивировать сотрудников используя метафору.
Есть у меня друг Наталья Лихачева! И вот, что она написала в своем Фейсбуке.
«Помню, прочитала в книге «Технологии лидерства: О Богах, героях и руководителях» моего тренера Николая Рысёва про метафоры в постановке задач. Шел 2008 год, у всех кризис, а в нашей компании – квантовый скачок до №1 на компьютерном рынке Омска.
Своим тогдашним опытом и словарным запасом пытаюсь сформулировать понятную метафору для руководителей отделов, почему важно самим проверять выкладку товара и ценники перед началом рабочего дня.
До того момента я применяла все способы постановки задач.
Памятка на экране, инструктаж на пятиминутках и … ну, в общем многообразие вариантов.
А тут решила явить миру новый инструмент.
И говорю:
«Представьте себе, что ценник на витрине – это ваш билет на самолет. В нормальном билете указан рейс, дата вылета, время вылета, города убытия и прибытия.
А вам попался билет, в котором дата, города есть, а времени вылета – нет.
Стоите у стойки регистрации с раннего утра, и понимаете, что вам нужно разыскать справочную, а потом объяснять откуда вы взяли билет, а еще потом на стойке регистрации объяснять, почему вам такой билет попался. И потом не улетите никуда. Представили?
А вот клиент улетит. К конкурентам. Потому что вы не потрудились полную и верную информацию на ценнике перепроверить и товар поставить лицом».
Как-то так звучала эта тирада – не особо заморачиваясь, я пример из книжки перефразировала.
И, знаете, что?)
Потом долгое время для всех вновь приходящих в наш славный коллектив эта фраза «клиент улетит», уже без исходного контекста, была стимулом для контроля витрин, товаров, ценников.
Надо же!
Какие воспоминания при перечитывании нахлынули !
Всем приятного времени дня, и книгу рекомендую к прочтению.
«Технологии лидерства. (О Богах, Героях и Руководителях)».
И, наконец, седьмой метод мотивации сотрудников концентрация на результате
Уже в самих характеристиках рабочей задачи есть пункт — четко сформулированный ожидаемый результат (не поленитесь, посмотрите статью «Постановка задач с примерами»). Если сознательно усиливать этот пункт, он превратится в технологию усиления постановки задачи.
Сконцентрируйтесь несколько раз на результате. Проговорите его подчиненному снова и снова, снова и снова, снова и снова (чтоб в его глазах стояли слезы и немая отчаянная просьба остановиться).
Сформулируйте результат в деталях, опишите его, представьте сами и побудите человека визуализировать результат. Чем отчетливее прописана цель, тем легче к ней идти.
«Встань и иди». Простые и очень правильные слова: «Встань и иди». Секрет развития прост — встань и иди. Просто встань и иди. Если долго повторять эти слова, они превращаются в мантру, так же как, по словам моего знакомого директора по продажам, план продаж должен превращаться в корпоративную мантру.
И это правильно! Когда знаешь цель, встать и идти легче, потому что знаешь, куда идти (хотя и это, увы, не всем удается). Постоянное осознание плана продаж — это также концентрация на результате, только цифровая концентрация.
Итак, побуждайте подчиненных концентрироваться на результате. Возможно, вы обладаете своими секретами постановки задач. Это замечательно. Но не пренебрегайте возможностью обращать внимание на новое.
Таким образом, мы разобрали как можно мотивировать сотрудников семи разными способами.