Найти тему
media.az

Ислам Кураев: Тюркский мир получает международный рупор. Это большое достижение - ИНТЕРВЬЮ ИЗ КАЗАХСТАНА

На прошлой неделе в Стамбуле прошел саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ или Тюркский Совет) по итогам которого объединение было переименовано в Организацию тюркских государств, Туркменистан получил статус наблюдателя, а также была принята программа «Видение тюркского мира – 2040».

Российский тюрколог Иван Стародубцев по этому поводу написал, что «тюркский мир, как геополитическое явление, в XXI веке возник».

Напомним, что в Тюркский Совет - Организацию тюркских государств, входят Азербайджан, Турция, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан. Статус наблюдателя имела Венгрия, а сейчас его получил и Туркменистан. При этом ожидалось, что и Украина могла стать наблюдателем, но этого не случилось.

Казахстанский политолог Ислам Кураев, отвечая на вопросы Oxu.Az, отметил, что вопрос статуса Украины не обсуждался: «Ведутся дополнительные переговоры, связанные с некоторыми нюансами, касающимися языковой политики, целостности государства и т.д. Есть версия, что Венгрия выступает против, а у Киева и Будапешта существуют противоречия, и это не секрет. Но, по моим данным, Венгрия как раз заинтересована во вступление Украины в Тюркский совет в качестве наблюдателя».

- Совет сотрудничества тюркоязычных государств переименован в Организацию тюркских государств. Это что-то меняет, отражается на статусе и значимости объединения?

- Конечно, это многое меняет. Тюркский совет имел международный статус в качестве совещательной структуры. А теперь наша общая организация может зарегистрироваться в ООН, возможно, будет участвовать и в ОБСЕ, и многих других международных структурах.

Тюркский мир получает международный рупор, можно будет вести единый политический курс. Это большое достижение.

- Один из российских тюркологов написал, что после образования Организации тюркских государств возник «тюркский мир, как геополитическое явление»…

- Я не вполне согласен. Тюркский мир не возник, а возродился.

- Можно ли говорить, что сделан шаг и к военному союзу тюркских государств?

- То, что шаг сделан - это безусловно. Но до военного союза еще далеко. Сейчас можно утверждать, что речь идет о союзе, который позволит добиваться каких-то политических целей. Затем на первый план выйдет экономика. И уже потом мы можем говорить о договоренностях, касающихся военного альянса.

И не случайно, что принятая стратегия видения тюркского мира распространяется до 2040 года.