Найти в Дзене
Громовое Колесо

Десантирование. История методы, способы. Часть 2. Вертолётная дрожь.

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала "Громовое Колесо"! В этой статье, являющейся продолжением Части 1, "Крылья для пехоты", мы раскроем тему десантирования из вертолётной техники. Считается, что первый вертолёт поднялся в воздух 13 ноября 1907 года, однако никто толком не принимал эту технику в расчёт вплоть до Второй мирой войны. Даже название - "вертолёт", до этого момента именуемого "геликоптером", появилось в 1929 году с подачи Камова Н.И., и полностью вытеснило прежнее название в конце 40-х годов 20 века... Первыми использовать вертолёты в качестве транспортных и санитарных начали всё же американцы. После создания Сикорским в 1949 году многоместной машины, в 1950 году в Корее эта техника уже получила "боевое крещение". Именно тогда отечественные конструкторы Камов, Яковлев и Миль взялись за разработку подобных машин и уже в 1951 году первые "прототипы" поднялись в воздух... В 1952 году уже началось серийное производство Ми-4 в Саратове. Пожалуй на этом историческую с

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала "Громовое Колесо"! В этой статье, являющейся продолжением Части 1, "Крылья для пехоты", мы раскроем тему десантирования из вертолётной техники.

Считается, что первый вертолёт поднялся в воздух 13 ноября 1907 года, однако никто толком не принимал эту технику в расчёт вплоть до Второй мирой войны. Даже название - "вертолёт", до этого момента именуемого "геликоптером", появилось в 1929 году с подачи Камова Н.И., и полностью вытеснило прежнее название в конце 40-х годов 20 века... Первыми использовать вертолёты в качестве транспортных и санитарных начали всё же американцы. После создания Сикорским в 1949 году многоместной машины, в 1950 году в Корее эта техника уже получила "боевое крещение". Именно тогда отечественные конструкторы Камов, Яковлев и Миль взялись за разработку подобных машин и уже в 1951 году первые "прототипы" поднялись в воздух... В 1952 году уже началось серийное производство Ми-4 в Саратове. Пожалуй на этом историческую справку закончим, так как наша тема несколько иная...

Ми-4.
Ми-4.

Уже с 1953 года, когда вертолёт начал массово поступать в войска, началось его внедрение и для проведения десантирования. В чём же кардинальное отличие десантирования из самолёта и вертолёта? Правильно - вертолёт более многофункционален в этом плане. Здесь уже помимо выброски с парашютом и доставки десанта посадочным способом, появились новые возможности. Это и десантирование по канату или верёвочной лестнице при зависании, или даже просто прыжок на землю при зависании в паре метров от земли, доставка этими способами людей, вооружения и грузов в труднодоступные районы со сложным рельефом... Огромным преимуществом вертолётов оказалось возможность осуществления прикрытия десанта с воздуха, оказание огневой поддержки и контроля местности с любых высот и на разных скоростях. Ну и наконец самое важное преимущество - возможность эвакуации людей и техники практически в любых условиях и из любой местности...

Само собой с течением времени практически не изменились принципы использования вертолётной техники для десантирования, разве что с развитием вертолётостроения расширились возможности использования. Появились "тяжёлые" транспортники, например Ми-6 и Ми-26, а также появились "штурмовики" - боевые ударные вертолёты, такие как Ми-24.

Всем известный крокодил, но не Гена...
Всем известный крокодил, но не Гена...

Конечно же используются вертолёты не только семейства "Ми", но и к примеру КБ Камова. Особенно прижились Ка в ВМФ, как вертолёты палубной авиации и для десанта морской пехоты... Ка-25, Ка-27 - это так же легендарные вертолёты, часто используемые для десанта. А вот например ударные Ка-50 и Ка-52, уступают Ми-24 из-за невозможности брать на борт десант, но опережают в чём то другом...

Ка-25 на палубе.
Ка-25 на палубе.

Были и другие вертолёты: семейства "Як", "ЭГ", "В" и "ЦАГИ", но в широкого распространения не получили...

Что же касается десантирования из вертолёта, то данный вид является перспективным и обладает, как Вы убедились, широчайшими возможностями. К тому же десантирование из "вертушки" гораздо проще и безопаснее чем из самолёта ввиду меньших скоростей и расположения "выхода". Если сравнивать, то при прыжке из самолёта (например Ан-12 или Ил-76) тебя как тряпичную куклу подхватывает поток воздуха, треплет и крутит даже при работе "стабилизации" парашюта. К тому же имеется "уникальная возможность" поцеловать борт, если слабо оттолкнёшься при покидании самолёта, таких случаев масса... Выход из вертолёта в этом моменте проще: скорость ниже, потоки мягче... Но бывали случаи "зацепа" к слову сказать, не частое явление... Поэтому на контрасте выход из самолёта можно сравнить как прыжок из машины на скорости 40-60 км/ч с выходом из вертолёта, как из почти остановившегося трамвая...

В следующей части мы затронем отдельную тему - десантирование техники. А пока предлагаем Вашему вниманию армейскую песню под гитару "Вот вертолёт виражи закладая..."